То, что для испытания автомобилей нужна своя площадка, было понятно давно. Еще в 1931 году на небольшом пустыре в Химках была построена небольшая база, на которой испытывались «Форд А» и «Форд АА». Однако до создания полноценного полигона было еще далеко.
23 июля 1964 года был подписан приказ о создании Центрального научно-исследовательского автомобильного полигона — эта дата и считается его днем рождения. Поздравляем коллектив с юбилеем и приводим здесь десять необычных и малоизвестных фактов о Центре испытаний НАМИ, проиллюстрированных эксклюзивными архивными фотографиями и кадрами испытаний.
Факт 1: уже в начале 60-х полигон был рассчитан на скорости до 300 км/ч
Окончательный вариант проекта полигона на момент его строительства был таким:
- Скоростная дорога протяженностью 14 км, расчетная скорость — 200 км/ч
- Совершенно горизонтальная динамометрическая дорога с прямолинейным участком 4 км и расчетной скоростью до 300 км/ч
- Булыжная дорога с расчетной скоростью 100 км/ч
- Грунтовые и специальные дороги общей протяженностью более 40 км
Факт 2: полигон НАМИ имитировал дороги практически всего Советского Союза
Место под Дмитровым выбрано не случайно: специалисты института гоняли машины по всей стране в поисках мест, где можно проверить их на крутых склонах, в бродах разной глубины и по бездорожью разной степени проходимости. Еще в 50-е годы они отметили удачный рельеф этого места: здесь есть равнины и овраги, лес и крутые холмы.
Поэтому, когда полигон начали строить, для создания имитации горного серпантина, крутого подъема или работ в карьере даже не потребовалось насыпать грунт: конфигурация полигона во многом «подстроена» под рельеф местности.
Сейчас здесь есть дороги с углом подъема от незаметных 4% до умопомрачительных 60%. Кстати, у полигона было два филиала. Один — в городе Сусуман Магаданской области, где с ноября по март температура опускается ниже −50 градусов. Была еще одна — в городе Пскент, под Ташкентом, где, наоборот, автомобили испытывались в жару и в песках пустыни. Однако после развала Советского Союза база, фактически, не использовалась по назначению.
Факт 3: на полигоне специально сделаны участки с отвратительным дорожным покрытием
Автомобиль должен быть выносливым, тихим и комфортным. Почему такие три разных параметра вместе? Просто именно для их проверки строились дороги с намеренно плохим покрытием. И таких дорог несколько: булыжная мостовая, дорога с выбоинами, имитация брусчатки (как на Красной площади) и даже бетонная дорога «стиральная доска».
Проезд по этим участкам трудно назвать комфортным, но именно на них исследовались такие параметры, как виброустойчивость, акустический комфорт, а также износ элементов подвески и кузова, проверялись шины.
Факт 4: полигон НАМИ — место, где уже в 1970 году применялись (а не испытывались!) беспилотные автомобили
Самый суровый тест для автомобиля — трек с переменными неровностями. Он придуман для того, чтобы испытывать машины на скручивание рамы. Для этого автомобиль должен много дней двигаться по металлическим надолбам. Построили его в 1970-м, и в первый же год возникла проблема: человек не способен долго выдерживать такой режим движения.
Чтобы решить эту проблему, было найдено изящное решение: автомобиль был оборудован датчиком, который ориентировался по кабелям, проложенным вдоль трассы. Так автомобиль оставался в пределах трассы. Впрочем, за ним все равно приглядывал испытатель-оператор, но он контролировал машину удаленно, из салона другой машины, которая стояла возле трека.
Факт 5: на полигоне регулярно снимают кино
Понятно, когда это связано с автомобилями. В 1972 году вышла картина «Гонщики» с Евгением Леоновым и Олегом Янковским в главных ролях. Эпизоды фильма с особо опасными трюками снимались на территории Дмитровского автополигона. Впрочем, ничего удивительного. Так, переворот автомобиля через крышу — здесь довольно обычная ситуация. Это было одно из обязательных испытаний для госприемки автомобиля — так называемое поперечное опрокидывание, когда машину буквально скатывают боком с крутого склона.
Впрочем, на территории полигона проходили съемки, и не связанные с автомобильными трюками. На треке «горная дорога» снимался финал второго сезона сериала «Вампиры средней полосы». Поставили автобусную остановку, муляж трансформаторной будки — и именно здесь состоялась последняя битва плохих вампиров с хорошими. А в скольких еще сериалах или периодических изданиях мелькают знакомые виды? Смотрите внимательно!
Факт 6: в СССР испытывали не только советскую технику
В интервью журналу «Авторевю» в 2001 году (№ 3) уже бывший дизайнер «АвтоВАЗа» Владимир Ярцев рассказал практически детективную историю:
Приезжаем на Дмитровский полигон. Нас заводят в зал, посреди которого стоят всего две машины. Но какие! Перед нами были два ходовых образца перспективных автомобилей Volkswagen Passat — седан, который весь мир увидел лишь два года спустя, и пятидверный хэтчбек, так и не пошедший в серию. Машины попали в Россию для «зимних» испытаний и были строго засекречены! «Ничего не трогайте, двери не открывайте, фотографировать и громко разговаривать запрещается. Только смотрите и запоминайте»
На дворе 1986 год. Железный занавес еще не рухнул, хотя и трещал по швам. Легковые автомобили зарубежных производителей технически далеко ушли от выпускавшихся в то время «Москвичей» и «Жигулей». И встретить здесь предсерийные образцы иномарок — фантастика! Но полигон очень интересовал зарубежных специалистов и автопроизводителей: ведь он был самым крупным в Европе. Впрочем, на старой хронике нет-нет да и мелькают автомобили иностранного производства. Но это уже были серийные машины, и они появлялись на полигоне с другой целью: их изучали по всем параметрам: экологичность, безопасность, динамика, управляемость, надежность. И, это трудно себе представить в то время советскому автолюбителю, большинство этих машин ждал один финал — краш-тест.
Факт 7: в Центре испытаний есть место, где время идет в 100 раз быстрее. Во всяком случае, для машины
Это коррозионная камера. Здесь, как говорится, своя атмосфера. Высокая влажность, взвесь насыщенного солевого раствора, особый температурный режим. За несколько недель автомобиль подвергается воздействию среды, равносильному 10 годам уличного хранения и активной эксплуатации. Многие машины покинули эту камеру в таком виде, будто хозяева бросили их десятки лет назад.
Факт 8: на автополигоне испытывается не только автотехника
На полигоне действует аэродинамическая труба — она была построена еще в середине 80-х и представляет собой замкнутый контур. С одной стороны — мощный электрический вентилятор, с другой — испытуемый объект. И это не обязательно автомобиль. Так, здесь «продували» и спортивные сани, и телевизионные «тарелки», а также макеты зданий, требующих доводки по аэродинамике. Самый неожиданный образец — это масштабная модель еще только готовящегося к строительству храма Христа Спасителя.
Кроме того, на автополигоне действует специальный комплекс испытаний дорожных ограждений. Это те самые металлические «брусья», которые устанавливаются по периметру дорог или на разделительной полосе, чтобы предотвратить лобовое столкновение потерявших управление автомобилей. Но если с легковушками брус справится в любом случае, то как быть с тяжелым транспортом — грузовиками и автобусами? Их испытания очень зрелищны: тяжелые машины массой до 24 тонн специальным буксиром отправляют в последний заезд — прямиком в отбойник.
Факт 9: гололед круглый год
К уже упомянутым брусчаткам и булыжным мостовым в конце 90-х добавили и дорогу из черного камня — базальта. Его гладкая поверхность, обильно смоченная водой, теряет коэффициент сцепления до 0,15. Такой же показатель у гладкого льда зимой. Построили его для испытания антиблокировочных тормозных систем.
Причем не только для легковых систем — первые испытания и адаптация АБС проходили на грузовиках и автобусах Урал, КамАЗ, ПАЗ. Вот как это было:
Факт 10: на полигоне собралась первая «пробка» из беспилотников
В 2017 году Центр испытаний НАМИ запустил площадку под названием «Город беспилотников» — на ней в условиях, приближенных к реалиям населенного пункта, проводили испытания беспилотной техники, в том числе созданной при участии специалистов института.
В какой-то момент пришла идея провести соревнование для беспилотных машин. Однако задание было с подвохом: дело было зимой, дороги и их разметку частично занесло снегом. Беспилотные участники заезда начали «тормозить» в прямом и переносном смысле, в итоге до финиша ни один так и не доехал, а на трассе возникла первая настоящая пробка из беспилотников.
Впрочем, это было уже давно. С тех пор технологии уехали далеко вперед. Только в России несколько IT-компаний испытывают свои беспилотные решения для автомобилей, и для их испытаний сейчас на территории Дмитровского автополигона строится новая трасса со скоростными участками.