В последние годы соцсети и даже СМИ часто сообщают о продаже так называемых «капсул времени», они же гаражные находки: это автомототехника, которая минимум полтора-два десятилетия не эксплуатировалась и потому сохранилась в хорошем состоянии. Если речь идет о редком или престижном автомобиле, цена запросто может составить несколько миллионов рублей. Как формируется цена на коллекционные экземпляры и каким способом грамотно купить либо продать авторедкость — выяснял «МК».
Культ «гаражных находок» (она же barn find — в оригинале, конечно, получается «сарайная») — явление интернациональное. Всем, кто любит старые и старинные автомобили и мотоциклы, интересно стать «первооткрывателем» какого-то долго находившегося вне дорог и посторонних глаз экземпляра. Тем более что сохранность его чаще всего намного лучше, чем тех его ровесников, что все это время эксплуатировались. На русском языке с подачи одного из автоблогеров закрепилось еще и название «капсула времени» — правда, этот термин уже: так называется гаражная находка с нулевым или очень маленьким пробегом, практически в состоянии нового автомобиля.
В течение только последних недель соцсети сообщали о появлении в продаже следующих автомобилей: мелкосерийный (около 500 штук) пикап на базе «Нивы» ВАЗ-2328 «Волк» за 3,43 млн рублей; один из первых выпущенных серийно универсалов ВАЗ-2102 (цена не сообщается); правительственный лимузин ЗИЛ-4104 1984 года выпуска (пробег 52 тысячи километров, цена 9 млн рублей). За не эксплуатировавшийся, в родной деревянной обрешетке чехословацкий мотоцикл «Ява-350» 1991 года просили (и получили!) 2,1 млн рублей, польская «Победа» — она там выпускалась по лицензии под маркой «Варшава» — с кузовом седан выставлена на продажу в Тюмени за 1 млн рублей. А дороже всех этих авто вместе взятых оказался самый первый проданный официально в России «Роллс-Ройс» (1993 г. в., модель Silver Spur Mark III, с пробегом 7000 км, продается за 21,3 млн рублей).
— Применительно к «Роллс-Ройсу» главная вещь, от которой зависит «продаваемость» автомобиля за такую цену — это личность первого владельца, о которой в объявлении не сообщается, — пояснил «МК» специалист по подбору и обслуживанию подержанных автомобилей Алексей Островский. — Если машина была в собственности какого-либо известного человека, а это вполне вероятно, покупатель найдется обязательно, в других случаях экземпляр может продаваться несколько месяцев. Но нужно понимать главный закон рынка ретроавтомобилей: машина в категории «янгтаймеров» стоит примерно столько же, сколько ее современный «одноклассник». Это относится как к продажной цене в отличном состоянии, так и к расходам на содержание.
Именно поэтому 20 с лишним миллионов рублей за «роллс» 30-летней давности оказывается вполне адекватной ценой, подчеркивает Островский. На данный момент это скорее нижняя планка люксового сегмента автомобилей. Что касается «ЗиЛа» — он стоит даже дешево по меркам своего класса. Зато этот автомобиль возьмет свое на обслуживании (запчасти к нему — товар штучный и дорогой), да и эксплуатировать его даже для катания по выходным практически нереально.
— За последние несколько лет произошла, в общем-то, тихая революция в сфере автомобилизма: покупателями редкостей и олдтаймеров чаще всего выступают коллекционеры, которые не планируют дальнейшую эксплуатацию автомобиля, — рассказывает Островский. — Это просто бессмысленно с учетом особенностей современного дорожного движения, стоимости запчастей и сервиса, страховки и тому подобных вещей.
В современном городе (особенно если это Москва или Санкт-Петербург, а большинство людей, имеющих возможность делать такие покупки, живет именно в столицах) дорожное движение не приспособлено к передвижению на старой и старинной технике: дорожные камеры и высокие бордюры не дадут возможности остановиться при внезапной поломке (например, «закипел» двигатель или подклинивают тормоза). А вместо гаражей в шаговой доступности, которые планомерно сносятся, основным местом хранения техники становятся многоэтажные паркинги, куда нужно отдельно ехать за автомобилем. Что касается страховки — ОСАГО для ретромашин оформить непросто, а «Каско» практически невозможно (не говоря о возмещении ущерба такому автомобилю в ДТП).
— Появился целый пул посредников между хозяевами «гаражных находок» и их наследниками с одной стороны и коллекционерами с другой стороны, — говорит Алексей Островский. — Как правило, это наиболее ловкие и оборотистые коллекционеры, которые поиск и «вовлечение в оборот» ретромашин сделали своей профессией.
Как отметил собеседник «МК», такие профессионалы прочесывают объявления на распространенных порталах, а к наиболее известным из них предложения о продаже стекаются сами по себе. За определенную «таксу» эти люди могут выехать в другой регион, экспертно осмотреть и приобрести под заказ редкую машину. В результате «гаражные находки» становятся коллекционными экземплярами (либо автомобилями для энтузиастов, которые продолжают эксплуатировать старую технику в ретроралли или путешествиях).