Сегодня на российском автомобильном рынке появилось много новых моделей, главным образом китайского производства. Но многие из нас по-прежнему привязаны к тем маркам и моделям, которыми мы пользовались в нашей стране в течение многих предыдущих лет.
Своим опытом о том, где взять автомобиль, «которого больше нет», и почему это может быть выгодно, делится основатель и генеральный директор компании «ДрайвМаркет» Евгений Никишов.
Зачем нужны аукционы?
По данным World Population Review, в начале 2024-го года в США было зарегистрировано примерно 305 миллионов легковых автомобилей. То есть на каждую тысячу жителей приходилось 908 машин. В России эта цифра на 1 января 2024 года составляла 315 легковушек, что соответствует росту примерно на 2% за год. Огромный автомобильный рынок США является своеобразным срезом глобального рынка и вовсе не сводится только к маркам, которые произведены в этой стране. Столь же объемна и обслуживающая его инфраструктура: страховая, дилерская и логистическая. И автомобильные аукционы являются важным ее компонентом.
У вас наверняка слово «аукцион» ассоциируется или с Sotheby’s, или с российскими электронными торгами по банкротству. Но вообще-то они существуют в десятках областей хозяйства, являясь одним из старейших его механизмов, обеспечивающих бесперебойное функционирование. Они берут на себя функцию перераспределения собственности между более эффективными и менее эффективными субъектами рыночных отношений. И автомобильные аукционы возникли почти одновременно с появлением автомобилей в начале прошлого века. А привычный для нас электронный вид аукционы приняли в начале нулевых годов с проникновением широкополосного интернета.
Эти онлайн-аукционы были предназначены для страховых компаний, реализующих имущество с целью компенсировать свои потери по страховым случаям или банкротствам, но, как это часто бывает, быстро набрали популярность и среди автодилеров. Сегодня доля страховщиков составляет примерно 30−35% участников.
Тонкости импорта с аукционов
Я заинтересовался этим каналом примерно пять лет назад, и первые купленные через него автомобили были, что называется, «для своих». Но, вникнув, как это работает и насколько выгодно может быть, мы начали привозить автомобили и для перепродажи.
Наше таможенное законодательство было тогда достаточно лояльным по отношению к частным лицам, пошлины «не кусались», а оформление не вызывало особых трудностей.
В начале 2022-го, после введения санкций, импорт частными лицами автомобилей на волне «потребительской паники» пережил колоссальный скачок, но довольно быстро вернулся к прежним объемам. Но государство, обратив внимание на этот всплеск ввоза автомобилей, усмотрело в нем явную коммерческую деятельность. Ведь и вы вряд ли поверите, что частное лицо может ввезти для себя сразу несколько иномарок.
Ситуация на автомобильном рынке претерпела изменения, и для того, чтобы регулировать этот процесс и привести его в соответствие с законодательством, был введен так называемый «утилизационный сбор». Для некоторых популярных брендов и моделей он стал непосильным. Разберем это подробнее. Если российский гражданин ввозит одну машину в год для личного использования, то утилизационный сбор будет минимальным — около 5 тысяч рублей, при условии, что автомобиль не будет продан в течение года. В противном случае сбор будет пересчитан по другой ставке. Если же автомобиль ввозит компания, то коммерческий утилизационный сбор начинается от 500 тысяч для автомобиля возрастом 3−5 лет, а если его объем двигателя более трех литров — от полутора миллионов.
В реальности, если автомобиль ввозится из Киргизии или Казахстана, то коммерческий утилизационный сбор взимается практически всегда. Это связано с тем, что эти страны являются членами Евразийского Экономического Пространства (ЕАЭС). Автомобили, ввезенные в эти страны, не облагаются пошлинами при въезде на территорию РФ, а их собственные пошлины достаточно лояльны, ниже российских.
До введения новых правил чем дороже был автомобиль, ввозимый таким путем, тем больше выгоды приносил при продаже на российском рынке. Но сегодня на автомобили младше трех лет таможня устанавливает ставку таможенного платежа по своим каталогам, которые не доступны для общего обозрения. Этот процесс недостаточно прозрачен. Таким образом, выгодная покупка автомобиля за границей по цене ниже рыночной может потерять свою привлекательность на российской таможне.
Что касается автомобилей возрастом от трех до пяти лет, то здесь правила более ясные: таможенный платеж рассчитывается, исходя из объема двигателя, и весь процесс становится более предсказуемым.
Покупка авто с минимальными рисками
Наиболее разумным решением будет приобретение автомобиля на аукционе от страховой компании. Цена может быть немного выше, чем у дилера, но в этом случае вы можете быть уверены в отсутствии нежелательных сюрпризов. В США новые автомобили обычно страхуются, поэтому страховая компания знает всю историю автомобиля с момента его первой покупки — все аварии, регламентные работы, ремонты, даже замены масла. Сотрудничество с дилерами менее выгодно, так как вы можете столкнуться с автомобилем, который был куплен на том же аукционе, подготовлен к продаже и выставлен по более высокой цене. А дилером может быть и команда механиков из СНГ, осевшая в Штатах, со своим гаражом и своими представлениями о стандартах качества.
Для обеспечения безопасности всегда проверяйте историю автомобиля: был ли он на аукционах ранее, и если да, то с какими повреждениями. Это намного проще, чем проверять дилера, поскольку такая процедура в США сложна, длительна и дорога.
Что касается страховых компаний, то они не занимаются ремонтом или подготовкой к продаже, за исключением мойки или чистки салона — это не их специализация.
Отмечу, что все профессиональные участники аукционного рынка, будь то продавцы или покупатели, проходят проверку со стороны службы безопасности, и это не просто проверка данных. Продавцы — это в основном компании, зарегистрированные в США или в странах, которые, по мнению США, имеют аналогичное законодательство и двусторонние соглашения в области борьбы с преступностью, такие как Канада или Великобритания. Остальные участники рынка по сравнению с профессиональными имеют меньше прав и возможностей — например, им могут быть недоступны определенные лоты, иногда это до половины всех предложений.
Существует и специальный тип закрытых аукционов — так называемые «дилерские», самый известный из них — «Манхейм», где большинство автомобилей не имеют дефектов и продаются со значительной скидкой. Но там проверка участников еще строже, доступ предоставляется по специальной лицензии, которая стоит денег, а отказ можно получить даже на том основании, что «что-то мне рожа твоя не нравится».
Вид сверху на роль автомобильных аукционов
Мы уже давно работаем в сфере продажи автомобилей и наблюдали, как автомобильный рынок страны преобразовывался. В начале 2000-х и в первой половине 2010-х годов открывались лицензированные производства мировых брендов, таких как Renault и Nissan. Значительные инвестиции и технологии направлялись в «АвтоВАЗ» и Sollers, расширялась сеть официальных дилеров. Рынок быстро развивался. В те времена покупка автомобиля с аукциона считалась стремлением к эксклюзивности, своеобразной авантюрой, попыткой выделиться.
После ухода мировых брендов пришли китайские производители, и рынок снова стал насыщенным. Несмотря на множество стереотипов о китайских автомобилях, нельзя игнорировать тот факт, что за последние годы дизайн и качество большинства из них значительно улучшились. Хотя мы до сих пор обнаруживаем отдельные конструктивные ошибки и недостатки в их эргономике.
После скачка в 2022-м заказы на поставки с аукционов практически вернулись к уровню 2021 года. Однако запросы немного изменились: теперь востребованы не столько экзотические и эксклюзивные автомобили, сколько популярные модели, которых нет на нашем официальном рынке, и которые можно купить на аукционе с доставкой «под ключ» и гарантией по разумной цене. Приведу пример. Если человек выбирает между покупкой новой отечественной Lada Vesta Cross, китайскими Livan или Changan за 1,7−1,8 миллиона рублей, или VW Jetta или Chevrolet Malibu с небольшим пробегом за те же деньги, он может выбрать последние, несмотря на то, что доставка может занять до трех месяцев.
Какие бывают аукционы
Аукционы предлагают различные типы лотов. Если в описании лота указано Pure Sale, это означает, что автомобиль будет продан по любой цене, которая сложится на аукционе. Если указано Buy Now, продавец может отказаться от участия в аукционе, если до его начала кто-то выкупит лот по заранее указанной фиксированной цене. В противном случае начальная цена обычно равна нулю.
Сначала все лоты доступны для обзора в общем списке, и вы можете изучить их задолго до начала аукциона: пока автомобили перевозятся на склад, пока готовятся документы на них
Обычно за несколько часов до аукциона ставки перестают приниматься, и аукцион переходит в закрытый режим. Обычно аукцион длится всего один час, но это не значит, что торги идут по одному лоту: все автомобили разделены на «пакеты» или «линии», обычно по 100 машин. В закрытом режиме цена лота уже не видна, ее узнают по итогам только участники этого этапа. Для остальных участников или зрителей финальная цена останется неизвестной, если вы не обладаете специальными знаниями, позволяющими «подсмотреть» ее.
Стоит упомянуть такой параметр, как Reserve Price. Это минимальная цена, которую продавец готов принять за лот. Если на аукционе эта цена не будет достигнута, и продавец не откажется от своего требования, то сделка не состоится. Ни один из покупателей не увидит эту цену ни на одном из этапов, хотя опытные специалисты могут узнать ее с помощью специальных технологий, подразумевающих считывание данных с сайта специально созданным для этого роботом.
Что купить, чтобы выиграть по деньгам
Как я уже отмечал, американский рынок сегодня — это срез глобального рынка, где представлено практически всё, кроме тех самых китайцев, с которыми у США продолжаются торговые войны.
Аукционы предлагают очень широкий выбор автомобилей, но важно учитывать, что некоторые марки и модели могут быть более выгодными для российского рынка, в то время как другие, например, Jeep Cherokee с двухлитровым двигателем, может быть сложнее найти и купить. Учитывая регулирующие нормативные акты, рекомендуется ориентироваться на автомобили в возрасте от 3 до 5 лет, с пробегом не более 30−50 тысяч миль и объемом двигателя до 3 литров, без повреждений силовой части, приобретая их лишь у страховых компаний. Тогда вероятность удачной покупки будет по-настоящему высокой.
Покупка автомобиля на американском аукционе представляет собой прекрасную возможность приобрести автомобиль известного или престижного бренда по доступной цене. Кроме того, если вы будете аккуратно эксплуатировать его в течение 2−3 лет, вы почти наверняка сможете потом продать его по той же или даже более высокой цене. Это делает аукционы в США привлекательным вариантом для многих искушенных автовладельцев. Но есть одно существенное «но».
В современных условиях гражданину РФ или российскому юрлицу вход на аукционы закрыт. Так что вам придется или самостоятельно войти в контакт с одним из профессиональных участников таких аукционов или обратиться в российскую компанию, которая эту дорожку протоптала до вас.