Виной тому, как утверждают эксперты, не стоимость топлива или жадность таксистов. Причина скрывается за пятью буквами — ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика).
В России все транспортные пассажирские компании обязаны иметь полис ОСГОП, страхующий жизнь, здоровье и имущество пассажиров. Раньше на такси (как и на метро) это требование не распространялось. Но оценив масштабы такси-перевозок (порядка 10% россиян пользуются услугами «шашечек» не менее раза в неделю), законодатели решили внести коррективы. Новые правила вступают в силу 1 сентября.
Сейчас пассажиров такси защищает полис ОСАГО, который должен быть у каждого водителя. Максимальные выплаты по нему при наступлении страхового случая составляют 500 тыс. рублей. В случае с полисом ОСГОП верхняя планка компенсации поднимается до 2 млн.
Калькулятор водителя
С одной стороны, увеличение страховых выплат в 4 раза сложно не приветствовать: всё пассажирам спокойнее. Но таксисты кивают на и без того длинный список расходов.
«Водителю нужно отработать стоимость аренды автомобиля — это в среднем 2 тыс. рублей в сутки за машину экономкласса. Плюс проценты агрегатору, бензин, мойка и прочее. Только через 8−9 часов человек “отбивает” всё это и начинает работать на себя. Новые требования выльются в дополнительные траты, — утверждает президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов. — ОСГОП станет вторым видом страховки после ОСАГО. Мера выглядит явно избыточной, а стоимость поездок обязательно подорожает».
Точную цифру подорожания сейчас подсчитать невозможно, так как масса вопросов всё ещё остаётся без ответов.
«До участников рынка до сих пор не довели точную стоимость ОСГОП. Все теряются в догадках, — сетует Михайлов. — Непонятно, и как технически это всё будет выглядеть. Чиновники говорят, что ОСГОП будет “привязан” к водителю, но как тогда быть таксопаркам, где большая текучка кадров? Человек может проработать и два месяца, и месяц. И что, каждый раз покупать новый полис? А как быть с расторжением? В общем, нововведение есть, а конкретика отсутствует».
Что говорят агрегаторы
Разделяют позицию водителей и агрегаторы такси. И это при том, что по другим вопросам, например о размере комиссионных отчислений, между ними согласия нет. Агрегаторы тоже считают, что страховки для такси стоят слишком дорого и малодоступны водителям. Чтобы эффективно внедрить обязательный ОСГОП, нужно иное, удобное всем и гибкое решение.
«Недавно водители такси получили возможность покупать краткосрочные полисы ОСАГО, действующие только в дни выхода на линию, а не годовые. Причём приобрести полис можно прямо в мобильном приложении, которое используется для работы с заказами. Подобный подход стоило бы применить и для ОСГОП — чтобы всё обязательное страхование было доступно водителю онлайн и покрывало реальное время работы», — сообщили в пресс-службе Яндекс. Такси.
А, например, в сервисе заказа такси «Максим» ещё 7 лет назад запустили собственную программу материальной защиты жизни и здоровья пассажиров и водителей, причём с размером выплат в те же 2 млн. Учитывая наличие полиса ОСАГО у всех водителей, ещё одна страховка им попросту не нужна.
«Для водителя участие в программе “Максим-гарантия” стоит 120 рублей в год (10 рублей в месяц), — говорят в пресс-службе агрегатора. — При этом, по предварительным расчётам Банка России, у страховых компаний ОСГОП будет стоить до 5,4 тыс. рублей».
В компании считают, что требование по обязательному наличию полиса ОСГОП приведёт к оттоку водителей у всех перевозчиков. Водителей и без того не хватает. Следствием же ещё большего кадрового голода гарантированно станет рост цен на перевозки.
Безопасность того стоит?
Да, подорожание и без того недешёвого такси — штука болезненная. Но ведь речь о нашей безопасности. Так, может, оно того стоит?
«Введение ОСГОП, увы, вряд ли поможет повысить безопасность поездок на такси, — считает председатель Общероссийского объединения пассажиров, зампредседателя общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов. — Доказать вину водителя и получить страховку по ОСГОП, мягко говоря, очень сложно. Пассажиру придётся бегать в десятки инстанций, подтверждать, что именно он был в пострадавшей машине, как-то обосновывать факт и размер причинённого ему ущерба.
При этом у нас уже есть позитивный опыт защиты клиентов такси. Раньше агрегаторы сами их добровольно страховали. Это было верное решение. Агрегаторы самостоятельно проверяли всю информацию и в обоснованных случаях делали выплаты в пользу пассажиров. Поэтому для начала неплохо было бы вспомнить “забытое старое” и навести порядок хотя бы с ОСАГО. У нас до сих пор не все водители такси имеют такие полисы! Только после этого следовало бы принимать решение по ОСГОП. Любой не до конца обдуманный шаг может навредить как рынку, так и пассажирам».
Как сбить цену на поездку
Всем известно: чтобы не нарваться на максимальный тариф, не надо вызывать такси в час пик и в непогоду. Что ещё позволит сэкономить?
Заказывая такси в приложении, введите нужный адрес и сбросьте запрос до начала поиска подходящей машины. Повторите этот «трюк» несколько раз. С большой долей вероятности стоимость снизится.
Проверено: приложения, установленные на разных телефонах, показывают разную стоимость одной и той же поездки. Попросите приятеля или родственника посмотреть, какую цену предлагают ему. Если она выгоднее, заказывайте такси через его приложение.
Иногда, чтобы сэкономить, достаточно просто перейти на другую сторону улицы. Поэкспериментируйте с локацией.
А чем такси отличается от автобуса
«На мой взгляд, введение требования об обязательной страховке ОСГОП для водителей такси логично, — говорит член Общественного совета при МВД РФ, автоэксперт Игорь Моржаретто. — Полис гарантирует пассажиру, что в случае травмы или, не дай бог, гибели будут серьёзные выплаты.
Пока же агрегаторы вместе с водителем выплачивают какие-то деньги, но происходит это несистемно. Такси, как и автобусы, — это общественный транспорт. Если при авариях с автобусами пассажиры защищены действием полиса ОСГОП, выплаты по которому достигают 2 млн рублей, то при авариях с такси получение страховки превращается в целую эпопею».
Евгений Никтовенко