За последние полгода в России заметно увеличился спрос на услуги по доставке автомобилей из-за границы. В сравнении с прошлым годом импортировано почти на 80% автомобилей больше. Чем объясняется этот новый тренд и какие риски стоит учитывать тем россиянам, которые покупают авто за границей, рассказали опрошенные «РГ» эксперты.
Многие россияне предпочитают заказывать машины, особенно из Китая, напрямую через специализированные компании. Они предлагают более выгодные условия по сравнению с покупкой у официальных дилеров. Основными причинами такого выбора назвали низкую стоимость, короткие сроки доставки и более широкий выбор моделей.
За шесть месяцев 2024 года в Россию было импортировано 408,5 тыс. новых легковых машин — это на 79,8% больше, чем за аналогичный период 2023 года, следует из данных аналитического агентства «Автостат».
Генеральный директор сети автосалонов «Биг Чайна» Максим Оленбург объясняет этот тренд несколькими факторами. Основная причина — значительная экономия.
Привезти машину можно откуда угодно: из США, Кореи, Германии и ряда других стран. Логистика разная, но принцип оплаты, схема растаможки абсолютно одинаковые. При этом большой популярностью пользуется именно китайское направление, потому что так дешевле и быстрее.
«На территории Китая есть очень, очень много разных заводов и европейских, и азиатских. То есть, например, там разместили свои производства такие автомобильные гиганты, как Volkswagen, Mercedes, там производят свои некоторые модели BMW, Audi, KIA. То есть все эти марки можно привезти из Китая» — поясняет Оленбург.
Стоимость автомобиля, привезенного из Китая под заказ, значительно ниже, чем аналогичный автомобиль, купленный у официального дилера в России. Оленбург отмечает, что доставка авто из Китая занимает всего 16 дней, что сопоставимо или даже быстрее, чем ожидание авто у официального дилера.
«Люди общаются между собой, есть так называемое “сарафанное радио”, соцсети, форумы. Люди видят положительный опыт тех, кто уже так сделал: все привезли, все хорошо, машины поставлены на учет, на них получили номера, никаких при этом штрафных санкций нет, — объясняет эксперт. — То есть в этом плане страх уже значительно уменьшается. К тому же ввозили автомобили и раньше. Есть множество компаний, которые этим серьезно занимаются, у которых есть своя логистика, у которых открыты свои юрлица в том же Китае — схема давно понятна и отработана».
По данным аналитиков, средняя стоимость транспортировки седана в открытом автовозе из Владивостока в столицу — 150 тыс. рублей, из Новосибирска — 50 тыс. рублей, с Северного Кавказа — 35 тыс. рублей.
Основное неудобство для покупателей, по словам экспертов отрасли — отсутствие официальной гарантии, предоставляемой дилерами. Однако разница в цене позволяет владельцам таких автомобилей компенсировать потенциальные расходы на ремонт. Также они отмечают, что в целом гарантия — не панацея. Гарантийный случай всегда нужно доказать: правильно ли владелец заправлялся бензином, не поменял ли размеры шин, правильное ли было моторное масло. Если что-то пошло не так, гарантия прекратится, а многие об этом даже не задумываются.
«При перегоне автомобиля существует также риск столкнуться с мошенниками. Они предлагают на классифайдах низкие цены, могут взять предоплату и не поставить авто. Модным стало писать цену без утильсборов и таможенных платежей, хотя это отнюдь не маленькие суммы» — рассказывает заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев.
Тюктеев рекомендует приобретать автомобили у дилеров, которые несут юридические и репутационные риски. Так можно обеспечить большую надежность и обезопасить себя от ряда проблем.
Автомобильный эксперт Егор Васильев, в свою очередь, отмечает, что правительство использует все свои возможности для защиты внутреннего рынка от схем серого импорта. Например, вводится утилизационный сбор, который в отдельных случаях может превышать стоимость авто. В случае ввоза машины физическим лицом, оно не имеет возможности перепродать авто в течение года, напомнил эксперт.
Васильев считает, что рынок таких автомобилей будет сокращаться, и все больше россиян будут выбирать китайские авто, которые по многим параметрам уже превосходят западные, японские и корейские модели.
Для российского рынка такая ситуация не опасна. Скорее, она является очередным триггером, чтобы двигаться вперед: к удешевлению, модернизации и улучшению отечественного автопрома.
Ангелина Азольева