Непосвященным людям зачет Гранд Тур в рамках известного ралли-рейда «Шелковый путь» может показаться легкой прогулкой по красивым местам в окружении спортивных автомобилей, ведь предназначен он для серийных (или близких к этому) внедорожников. Но с первого же дня Гранд Тура стало понятно — это настоящая гонка, а не просто «покатушки»!
День первый. Томск, дистанция спецучастка — 25 километров
Перед торжественным стартом в центре Томска нам предстояло проехать коротенький по меркам ралли-рейдов спецучасток — всего 25 километров. Караван Гранд Тура — а это 25 машин — едет сразу после так называемого «боевого» канала, но, конечно, для серийных внедорожников специально оставляют отрезки попроще, чтобы они могли их преодолеть.
Но буквально через несколько километров после старта на коварной лесной дороге застряло сразу два экипажа. Оказывается, в этом году организаторы вняли просьбам участников и добавили спецучасткам и сложности, и километража. Серийные кроссоверы Nissan X-Trail и Jetour T2 задумку не оценили, «раскорячившись» в лесной колее. Впрочем, и до финиша «пролога», и до церемонии старта доехали все машины.
Мы закончили первый СУ на пятой позиции, но сразу отметили для себя слабое место стандартной подвески внедорожника Tank 300 — оказывается, на повторяющихся волнах или буграх у него начинается сильная раскачка. Причем если попасть в резонанс, то амортизаторы могут не просто замыкаться на буферы — случится пробой.
А главные эмоции от первого дня ралли — это, конечно, торжественный старт на площади Ленина в Томске. Находясь за кулисами красной рампы, через которую проходят все участники ралли «Шелковый путь», мы и не знали, что посмотреть на разукрашенные гоночные грузовики и внедорожники придут тысячи людей. К счастью, дождались они и караван Гранд Тура. Зрители с восхищенными детьми, которые приветствуют каждого, будто он восьмикратный чемпион мира — это очень заряжает и мотивирует!
День второй. Томск — Барнаул, дистанция спецучастка — 79,54 километра
Еще одна отличительная черта Гранд Тура — это строгий график. Все проходит точно так же, как у «взрослых»! Накануне публикуется стартовый лист с временем прибытия на КВ, причем на пункт контроля нужно заезжать строго в указанную для конкретного экипажа минуту, иначе последует штраф.
Штраф (или пенализация) — это вообще главное в Гранд Туре. Причем он не денежный, наказывают самым дорогим ресурсом — временем. Опоздал на КВ? Штраф. Превысил скорость на дорожной секции (до спецучастков нужно добираться в строгом соответствии с ПДД!) — снова лови штрафные минуты.
Особенно важно следить за скоростью — к счастью, у «Тэнка» есть ограничитель, который управляется отдельным подрулевым рычажком. Это (наряду с вентиляцией сидений) едва ли не самая нужная штука на ралли, потому что и на спецучастках установлен лимит 80 км/ч.
Впрочем, достичь этих 80 км/ч очень непросто — первый же «настоящий» спецучасток длиной почти 88 километров мы проехали ровно за полтора часа! Все потому, что следовать по лесным «дорогам» после того, как там промчали полсотни экипажей на гоночной технике, очень непросто — трасса становится разрытой, торчат корни деревьев и камни. Особенно — с учетом вышеупомянутой работы подвески Tank 300.
Тем удивительнее было узнать, что наш результат оказался вторым! Однако впечатления подпортила дорожная секция (или на раллийном языке — лиазон) до Барнаула через Новосибирск — 210 километров мы ехали добрых 4 часа из-за бесконечных пробок.
В итоге ни один экипаж не уложился в норму времени — все опоздали на КВ! К счастью, судьи отнеслись к ситуации с пониманием, добавили 60 минут, поэтому обошлось без пенализаций. Но наши приключения на этом только начинались… Об этом — в следующих репортажах!