Как стало известно «Ъ», депутаты Госдумы намерены до конца года подключиться к установлению в РФ ограничений верхней границы цен на авиабилеты. Состав рабочей группы по вопросам тарифообразования на транспорте, которая займется этим вопросом, профильный комитет Госдумы утвердил на заседании 9 июля. Этому предшествовало заседание комитета в июне при участии Минтранса и ФАС. По данным источников «Ъ», тогда обсуждалось, что верхняя планка цены может быть установлена только для определенных категорий билетов. По словам знакомого с обсуждением источника «Ъ», критерии могут быть аналогичны с ОАО РЖД, где цены в плацкартных и общих вагонах регулируются ФАС.
13 июня, «Интерфакс»: Вопрос ценовой доступности — это ключевой вопрос, который сегодня, так или иначе, витает в воздухе.
Категории и критерии границ стоимости билетов будут прорабатываться правительством по запросу рабочей группы, уточнил «Ъ» глава комитета Евгений Москвичев. «Рабочая группа будет запрашивать в правительстве, в Минтрансе, перечень и принципы ценообразования тарифов на отдельных рейсах, и комиссия ФАС будет оценивать, насколько они экономически обоснованы», — пояснил он «Ъ». Сроки проработки инициативы господин Москвичев не уточнил.
В целом динамическое ценообразование, по его словам, «должно иметь некоторые границы на всех рейсах, чтобы цена билета не взлетала в несколько раз». В ходе июньского совещания, продолжает он, депутаты учли доводы Минтранса и ФАС о росте издержек авиакомпаний. «Растут расходы на топливо, на аэропортовое обслуживание, на техобслуживание — рабочая группа будет искать компромисс, чтобы перевозчики не летали себе в ущерб», — заверил он. «Ъ» направил запрос в ФАС и Минтранс. Авиакомпании оперативный комментарий не предоставили.
В конце апреля ФАС в связи с «ростом числа жалоб» граждан на цены авиабилетов запросила у шести авиакомпаний, включая «Аэрофлот», пояснения о ценообразовании. В июне на полях ПМЭФ-2024 глава «Аэрофлота» Сергей Александровский сообщил журналистам, что группа проработала с ФАС ценообразование компании, «оно абсолютно прозрачное, вопросов у службы нет».
В России уже действует ряд программ с субсидируемой за счет бюджета ценой перелета. Речь идет о программах по постановлениям правительства № 1242 (на региональных маршрутах), № 215 (из европейской части страны в Калининград и на Дальний Восток) и № 1172 (по Дальнему Востоку). Все программы фактически содержат ограничение стоимости авиабилетов, напоминает собеседник «Ъ» на авиарынке. Любое возможное расширение перечня таких маршрутов связано с вопросами бюджетных лимитов. «Если предложение депутатов выйдет за рамки действующих программ субсидирования, то оно фактически дискредитирует систему динамического ценообразования, применяемую во всей отрасли при формировании стоимости авиабилетов и позволяющую приобретать билеты заранее фактически ниже себестоимости перевозки», — указывает собеседник «Ъ». По его словам, это приведет к увеличению минимальных тарифов и снижению общего объема перевозок.
«Динамическое ценообразование позволяет продавать билеты без ограничения верхней планки стоимости за счет наличия платежеспособного спроса», — указывает он. Как отмечает эксперт, директивное ценовое регулирование не работает «ни в такси, ни в авиаперевозках». Хотя проработка некоторого ограничения динамики предельной цены билета, по его мнению, все же имеет смысл: «Чтобы билет со средней стоимостью в 5−7 тыс. руб. не дорожал в пределе в пять-десять раз».
По мнению господина Зотова, повышение авиаподвижности пассажиров необходимо решать другими методами. В частности, нужно проработать вопросы ужесточения позиции по росту аэропортовых сборов и стабилизировать рост цен на авиакеросин, указывает он.
Айгуль Абдуллина