Компания BYD за второй квартал 2024-го реализовала свыше 400 тыс. машин, улучшив результат почти на четверть, пишет Reuters. Мировым лидером по-прежнему остается американская Tesla, однако китайский концерн сумел существенно сократить разрыв, до 18 тыс. автомобилей. Это при том, что власти США в мае в четыре раза увеличили пошлины на электрокары из КНР, до 100%. Аналогичные меры вводят и в Евросоюзе. Там сбор на машины BYD с 5 июля увеличен до 17%, на авто некоторых других брендов — до 37%.
Свое решение в Брюсселе объяснили тем, что китайские производители получают несправедливые субсидии от властей, и это может навредить европейским компаниям. Но главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков уверен, что даже такие меры не помешают экспансии электромобилей из КНР: «Успех BYD шел не от автомобилей, а от того, что это был крупнейший производитель батарей. Если все телефоны, которые проданы в России, открыть, то мы во многих из них увидим батареи BYD.
Набив руку на батареях, а это технологии, сырье, цепочки поставок и так далее, было бы странно, если бы они не перешли на производство электромобилей. Бороться с ними очень и очень тяжело. Та же Европа находится в патовой ситуации, потому что, не повышая пошлины, европейские производители проиграют эту ценовую войну, а размеры пошлин, которые сейчас предлагаются, не в состоянии сбить агрессию, с которой выступают китайские производители.
Свои электромобили в Европе они продают с гораздо более высокой маржинальностью, чем в Китае. А повышать пошлины — значит вступить в прямую конфронтацию с Китаем, потому что китайские автопроизводители уже не просто попросили, а потребовали от правительства Китая ввести ответные меры, и им есть чем ответить».
Конкуренция между американской Tesla и китайской BYD тянется не один год. В июле 2022-го концерн из КНР уже становился мировым лидером по объемам продаж. Но позже Tesla сумела вернуть себе утраченные позиции. В конце 2023 года BYD вновь обогнала американскую компанию, но ненадолго.
Успех марки обусловлен тем, что она предлагает доступные электрокары массового сегмента, отмечает представитель компании Rucars Сергей Иванов. Именно из-за этого, по его словам, они не очень популярны в России: «По всем прогнозам, в 2024 году BYD будет маркой номер один по количеству проданных электромобилей. Так что это лидер именно количественный, в денежном выражении Tesla пока остается на первом месте но, видимо, это тоже временно.
Причина успеха в том, что BYD, в отличие от Tesla, ориентируется на бюджетный сегмент. Да, они, может быть, уступают технологически, но, во-первых, они могут предложить большое количество автомобилей, то есть у них есть производственные мощности, которых нет у Tesla, во-вторых, они действительно заметно дешевле.
Скажу честно, нашим гражданам они не очень интересны именно по той причине, что у нас достаточно высокие таможенные пошлины, высокий, заградительный, если можно так сказать, утилизационный сбор. К нам имеет смысл везти автомобили премиального класса, а BYD, как я уже говорил, специализируется на машинах бюджетного сегмента. Самый дешевый BYD, который мы привозили, стоил в районе 2,5 млн руб., а в Китае эта машина стоит меньше 2 млн. руб.».
В 2023-м продажи электрокаров в России выросли почти в пять раз. Повышенный спрос на них сохраняется и в этом году. Однако самым популярным электрокаром в России считается Zeekr. В то время как BYD даже не входит в пятерку лидеров, сообщает «Автостат».
Это подтверждает и директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх: «Мы сконцентрировались сейчас на более популярных автомобилях. Это Zeekr, Avatr, Rising, HiPhi, Lotus. У этих автомобилей, хотя они дороже, чем BYD, есть какая-то самоидентификация, свои фишки. Электромобили у нас покупают не как основной автомобиль, а как второй или третий. Зачастую это гаджет, любимая игрушка, учитывая суперкаровский разгон, остальные характеристики, хочется иметь что-то более яркое, более выразительное. BYD — это скорее автомобиль в классическом виде, но с электромоторами.
Если брать, например, модель BYD Yangwang, то этот автомобиль у нас представлен, он продается, но это совсем другой ценовой сегмент. Именно поэтому BYD выделила эти автомобили под другим брендом, продается он под именем Yangwang.
Zeekr — это самый популярный электромобиль у нас в стране, ценовой сегмент — 7,5−8 млн руб. за самую популярную модель Zeekr 001. Есть автомобили чуть поменьше, тоже интересные, драйверские. Zeekr X продаются уже в районе 4 млн руб.».
На фоне увеличения пошлин в Евросоюзе на китайские электрокары, компания BYD панирует построить завод в Турции, пишет Bloomberg. Предприятие должно упростить концерну доступ к рынку ЕС. По данным агентства, строительство обойдется в $1 млрд. А официально о соглашении с компанией BYD в понедельник, 8 июля, должен лично объявить президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Владислав Викторов