НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Верховный суд объяснил, как наказывать лихачей на электросамокатах

26 июня 2024 15:00
Пленум Верховного суда РФ сделал специальные разъяснения, как наказывать за водительские преступления. Особый вопрос: лихачи на самокатах

Они должны четко уяснить: нельзя гонять так, будто закон им не писан. На самом деле — писан. И не просто закон, а Уголовный кодекс.

Источник: Сергей Михеев/РГ

Новые разъяснения, касающиеся в том числе лихачей на самокатах, внесены в постановление Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», принятое еще в 2008 году.

Но с тех пор в законодательстве многое изменилось. А главное, на наших улицах появились так называемые средства индивидуальной мобильности. Это электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и прочее. Увы, очень быстро люди на самокатах сделали все, чтобы слово «самокатчик» в обществе стало ругательством.

Вот свежие данные: только за минувшие выходные сотрудники ГАИ в Москве пресекли более 10,4 тысячи нарушений ПДД со стороны пользователей средств индивидуальной мобильности. Чуть ранее СМИ со ссылкой на департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы сообщали, что с начала года выявлено 135 тысяч нарушений правил пользования электросамокатами. Это было, подчеркнем, еще до минувших выходных, так что к этой цифре можно смело прибавлять 10 тысяч с лишним.

Электросамокатчики по решению ВС снова стали относиться к пешеходам. Но отвечать за причинение тяжкого вреда они будут по полной программе

А вот строчки из сводки происшествий. В Москве двое парней залезли на один электросамокат, сбили 9-летнего мальчика и уехали — у ребенка порван язык, разорвана нога и все тело в гематомах.

На Вешняковской улице в Москве мужчина на электросамокате наехал на четырехлетнюю девочку, шедшую с бабушкой по тротуару. Ребенок в тяжелом состоянии госпитализирован.

И так далее, и тому печальнее. В среднем пользователи средств индивидуальной мобильности совершают 220 тысяч поездок в сутки. Об этом сообщает департамент транспорта столицы. То есть огромное количество электросамокатчиков могут стать жертвами или виновниками аварий на дорогах.

Источник: Сергей Михеев - РГ

Принципиальный вопрос: если от столкновения с лихачом на самокате пострадал человек, то самокатчику грозит уголовная статья. Какая именно — объяснил Верховный суд РФ.

По словам судьи Верховного суда РФ Сергея Абрамова, представлявшего документ, лицо, управляющее средствами индивидуальной мобильности и допустившее нарушение правил безопасности и движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несет ответственность по статье 268 УК РФ «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта».

Надо сказать, что ответственность по статье 268 УК практически такая же, как и по статье 264 УК. То есть не важно, управлял ли водитель самокатом или автомобилем. Ответственность примерно одинаковая.

Источник: Сергей Михеев - РГ

Кстати, и раньше судебная практика придерживалась именно такого подхода. В итоге получилось, что электросамокатчики снова по решению Верховного суда стали относиться к пешеходам. При этом отвечать за причинение тяжкого вреда здоровью они будут по полной программе. Как водители транспортного средства.

Стоит отметить, зачем вообще был принят этот документ. Дело в том, что предыдущий был принят еще в 2008 году. Тогда не было очень многих статей и понятий. В частности, на тот момент в законодательстве не было закреплено понятие «Средства индивидуальной мобильности» (СИМ).

Теперь понятие закрепили. Но это не самое важное.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Позиции Верховного суда как раз касаются тех статей, которые появились в Кодексе. Речь идет о новых примечаниях статьи 264 под номерами 2 и 3. Они появились именно для того, чтобы привести Кодекс в соответствие с новым законодательством.

А что же касается привлечения к ответственности, то практически Верховный суд утвердил уже устоявшуюся судебную практику.

Дело в том, что тех же самых электросамокатчиков, которые нарушили правила и сбили человека на пешеходном переходе, согласно решению ВС будут привлекать по статье 268 Уголовного кодекса. По сути, Верховный суд по-прежнему посчитал, что водитель электросамоката или другого электротранспорта остается пешеходом на дороге.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Статья 268 УК предусматривает ответственность именно такого участника. Причем довольно жесткую. Ответственность пассажиров, а также других участников дорожного движения примерно соответствует ответственности водителя. А это от трех до семи лет. В лучшем случае.

Стоит отметить еще несколько нюансов в этом постановлении.

Согласно этому решению Пленума водителей будут привлекать не только за нарушение на дороге. Понятие «Дорога» резко расширяется. Речь идет о любом месте, где транспортное средство может передвигаться. Например, поехал мотоцикл по полю, по пляжу... Задержат любого водителя. И способа отмазаться от ответственности на том основании, что дело произошло не на дороге общего пользования, а, например, в поле не будет.

Источник: Сергей Михеев - РГ

Понятие «дорога» резко расширилось. Однако стоит обратить внимание и на другие вопросы, рассматривавшиеся на Пленуме. Например, об определении трезвости водителя.

Как пояснил Верховный суд, даже если все приборы и медики показали, что водитель нетрезв, а привлекается он не в первый раз, инспектор все равно должен установить соответствие закону.

Например, водитель один раз попался за рулем нетрезвым. Его осудили, лишили прав. Затем он второй раз попался в руки инспектора нетрезвым. Оформили протокол. И тут этот водитель с запахом перегара снова попался в руки другому инспектору. По закону такого водителя уже можно привлекать по уголовной статье за повторное управление в нетрезвом виде. Суд рассматривает дело, но выясняется, что предыдущее решение суда еще не вступило в силу.

Так вот согласно решению Верховного суда, в подобной ситуации привлечь к уголовной ответственности такого водителя просто нельзя.

Кстати

Госдума приняла поправки в закон о регистрации транспортных средств

Автомобили запретят ставить на учет, если нет документов об уплате утилизационного сбора. Однако автомобилистам не потребуется договор о том, что автовладелец заключил договор со страховщиком об ОСАГО. Более того, регистрацию автомобиля можно будет прекратить сразу после продажи.

Давайте разберемся в этих нюансах. Итак, уплата утилизационного сбора вызывает много вопросов. Этот сбор теперь будет взиматься в полном объеме, если человек, который ввез машину, продал ее раньше, чем закончился год с момента ввоза.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Также согласно этому законопроекту при регистрации автомобиля в ГИБДД не потребуется предъявлять полис ОСАГО.

Конечно, освобождение сотрудников ГИБДД от проверки по базам наличия и действительности страхового полиса повысит скорость регистрации транспорта. Однако они довольно отрицательно повлияют на ситуации на дорогах. Количество незастрахованных вырастет.

А что делать тем водителям, которые застраховали свою ответственность? Увы, пока не заработали камеры, которые выявляют незастрахованных водителей, вводить отказ от проверки наличия полисов при регистрации кажется довольно странным.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Кроме того, законопроект предусматривает возможность досрочного прекращения регистрации автомобиля. То есть если автовладелец продал машину, то он до истечения десятидневного срока для постановки машины на учет в Госавтоинспекции может прекратить регистрацию.

Это очень полезно для бывших автовладельцев. Им не придется оплачивать чужие штрафы. А на новых собственниках такое изменение ничуть не скажется. Для них по-прежнему останется десять суток для постановки машины на учет.

Владислав Куликов, Владимир Баршев