Перед входом на предприятие в Санкт-Петербурге на Комендантском проспекте все еще нет вывески XCite, но есть памятный знак «15 лет автозаводу», ведь именно здесь в 2009 году началось производство автомобилей марки Nissan. Год назад здесь собрали первый кроссовер Lada X-Cross 5 на базе модели FAW Bestune T77, но проект забуксовал, поэтому пришлось взять еще одну паузу. И, кажется, с новой российской маркой XCite дело пошло успешнее – мы побывали в сборочном цехе, где делают «паркетники» X-Cross 7.
Мы уже подробно рассказывали, что это за машина, и с каким «восточным партнером» удалось договориться для его производства в Санкт-Петербурге. Впрочем, производство – это пока сказано слишком громко, потому что сейчас работает только сборочный цех. Рассказываем, как делают XCite X-Cross 7.
Как производят XCite X-Cross 7
Пока кроссоверы делают методом крупноузловой сборки. Машинокомплекты поставляются из Китая – отдельно приходит силовой агрегат, передний подрамник и подвески, система выхлопа. Кузов – уже в сборе, то есть, полностью окрашенный (пока палитра включает в себя 6 цветов: белый, черный, серый, серебристый, синий и красный), с интерьером и бамперами. Дальше все это поступает в цех.
Здесь выбивается российский VIN, монтируется система охлаждения, двигатель заправляется техническими жидкостями (маслом и антифризом), устанавливается выпускной тракт, дальше силовой агрегат в сборе с вариатором стыкуется с кузовом – это так называемая «свадьба». Прикручиваются передний подрамник и элементы подвески.
У готовых автомобилей проверяются углы установки колес, регулируется свет фар, калибруются камеры кругового обзора, после чего каждый экземпляр проходит через «душ» для проверки на герметичность и уходит на ходовые испытания: беговые барабаны и небольшой пробег по заводскому треку.
Все оборудование завода и сборочный конвейер остались прежними, потребовалась только перенастройка некоторых систем. Даже беспилотные тележки, которые тягают по магнитным полоскам грузы массой до полутора тонн, те же, что возили агрегаты для «Ниссанов».
К слову, основной костяк коллектива сохранился – сейчас в штате числятся свыше 1200 сотрудников, которым еще и ежегодно индексируют зарплату (сейчас, по словам генерального директора «Автозавода Санкт-Петербург» Ивана Викторовича Миронова, средний оклад составляет 118 тысяч рублей), но им приходится регулярно уходить в отпуск по принципу ротации. Зачем предприятию сохранять столько людей?
Дело в том, что предприятие ранее выпускало автомобили по полному циклу, поэтому работоспособность цехов штамповки, сварки, окраски и литья пластиковых деталей поддерживается, чтобы производить по этой технологии и кроссоверы XCite.
Что в XCite российского?
Ответ простой – пока ничего. Все поставляется из Китая, включая колеса. Но планы локализации уже составляются – без этого предприятию не получить льгот от правительства, к тому же, без производства полного цикла невозможно загрузить завод мощностью до 100 тысяч машин в год.
Но есть одна операция, которая отличает российские кроссоверы XCite – дополнительная антикоррозионная обработка сварных швов и скрытых полостей. А на кузове X-Cross 7 – минимальное количество хрома, который плохо переносит зимы в городах, где дороги заливают противогололедными реагентами.
Сейчас предприятие выпускает 12 автомобилей в час (сборка одного кроссовера занимает примерно 3 часа), план на ближайшее время – до 22 машин в час. Всего до 1 июля сделают 10 тысяч X-Cross 7, чтобы заполнить шоу-румы дилерских центров, которых в стране свыше 200. А до конца года при наличии спроса технические возможности позволяют произвести 25 тысяч кроссоверов.
Причем часть из них придется не на XCite X-Cross 7! Как нам вчера рассказал генеральный директор «Автозавода Санкт-Петербург» Иван Викторович Миронов, осенью начнется сборка более крупного полноприводного кроссовера, который, вероятно, получит название XCite X-Cross 8.