Двигатель внутреннего сгорания, несмотря на свою механическую сущность, штука довольно умная и сложная. Основной принцип, который непререкаем — каждый элемент, из которых и состоит мотор, должен быть исправен. Не путать с новым, свежим или фирменным — именно рабочим. Проблемы начинаются в тот момент, когда водители — по незнанию, бедности или жадности — вносят сумятицу в алгоритмы работы ДВС. Даже минимальную. Яркий пример — пробка маслозаливной горловины.
Хотелось бы сказать, что в двигателе внутреннего сгорания есть и простые элементы, параллельно кидая камни в производителей, требующих порой невероятные суммы за, казалось бы, копеечную деталь. Та же пробка маслозаливной горловины: ну что там такого особенного? Железка, а чаще и вовсе пластик, да резинка-уплотнитель. От «Жигулей» стоит пару сотен, а начинаешь смотреть на иномарку — доставай тысячи! Далее, как правило, идет анализ рынка, сравнение, выбор, основанный на логике, читай, цене, и приобретение «очень похожей», «да точно подойдет», «да у нас постоянно покупают такие на Nissan». Продавцу нужно продать, исправность вашего автомобиля его не интересует. Она интересует автовладельца. Но и ответственность тоже на нем.
Пробки маслозаливной горловины, объективно говоря, начинают привлекать к себе повышенное внимание со временем, когда машина начинает стареть. Первые пять-семь лет их откручивают однажды в год — новое масло залить на ТО. Затем водитель начинает раз в месяц поглядывать внутрь клапанной крышки на предмет эмульсии — пены, которая образуется при попадании в масло инородных составов. Того же антифриза. А после происходит то, что случается однажды с каждым: мотор начинает «жрать масло». Именно, жрать — сначала пол литра от замены до замены, а на пике — литр на тысячу километров. В это неприятное мгновение пробка откручивается каждый день.
Фактически, называя вещи своими именами, это простое запорное устройство, снабженное герметизирующим резиновым уплотнителем. Резинка зачастую имеет отдельный артикул и является расходником — запустил, и масло польется из-под пробки. Но есть примеры, когда автопроизводитель решает «добавить изюма» и оснащает пробку маслозаливной горловиной «защитой от дурака» — трещоткой, не позволяющей перетянуть затяжку. А чем сложнее механизм — тем выше вероятность его выхода из строя.
Та самая «трещетка», известная всем владельцам Nissan, со временем дает слабину и перестает открываться — щелчки идут в обе стороны вращения. А маслица-то долить надо — щуп настоятельно на то намекает. Лучшее решение — не пороть горячку: скрученный «в кулек» листок бумаги позволяет наполнить картер и через трубку самого щупа, но вечер предстоит томный. Это факт. Предстоит не только найти и купить новую пробку — старая себя уже дискредитировала — но и свернуть застрявшую, не навредив при этом мотору. А такие перспективы тоже имеются.
Опытные мастера советуют спокойно, обязательно «на холодную» — больше голову, но и двигатель тоже — прочувствовать проблему тактильно. Молодецкую удаль и задор временно отложить, но найти то мгновенное, когда трещотка срывается. Будем объективны — прочувствовать может каждый, нет здесь никакого тайного знания, просто торопиться не надо. Когда нужный эпизод вращения будет найден, предстоит сильно надавить на пробку — велик шанс, что такая хитрость позволит ее отвернуть.
Есть и еще один «лайфхак»: подложить на клапанную крышку дощечку, а потом отверткой попробовать крышку «перекосить». Возможно, именно в таком положении она, хоть и в последний раз, откроется. Впрочем, вероятность невысока, скорее потребуется та самая отложенная удаль. И саморезы.
Сорванная пробка может быть снята, если загнать два самореза по диагонали и сломать таким образом пластиковую верхнюю часть — сам «вертушок», как его забавно называют мастера со стажем. Делать это нужно предельно аккуратно и заранее вооружившись пинцетом: если пластмассовые осколки упадут внутрь, то придется снимать клапанную крышку. А это потребует, во-первых, динамометрического ключа для последующего монтажа, а во-вторых, новую прокладку, стоимость которой более тысячи рублей. Так что аккуратность стоит денег. Свернув верхний пластиковый колпак, перед глазами представит механизм, что свернется куда проще. Дальше — просто замена и урок на всю жизнь: если трещотка начала сбоить — оперативная замена.
На прощание — пару слов для ценителей экономии и советских решений: не работают наши родненькие крышки от «Волг» и «Жигулей» на импортной технике. Нормально не прилегают, постоянно текут. В итоге все равно приходится менять, при этом живя с залитым маслом мотором и канистрой в багажнике.