НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Опасное вождение ждет резкий поворот

28 мая 2024 12:45
Правительство поддержало штраф, про который все уже давно забыли

Правительство РФ поддержало инициативу депутатов Госдумы ввести наказание для водителей, которые «играют в шашечки» на дорогах и тормозят «в пол» перед другими авто. Речь идет об «опасном вождении» — соответствующий термин существует в ПДД с 2016 года, но санкции за это правонарушение до сих пор не ввели.

Источник: legion-media

Поддержанные правительством поправки к КоАП устанавливают для нарушителей штраф в размере 3−5 тыс. руб. или лишение прав, если факт опасного вождения будет зафиксирован повторно. Чиновники просят депутатов доработать законопроект таким образом, чтобы фиксация опасного вождения не потребовала дополнительных расходов бюджета и расширения штата инспекторов ГИБДД.

Дополнить КоАП РФ наказанием за опасное вождение предложил депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР), направив в начале 2024 года соответствующий законопроект в правительство (по регламенту правительственный отзыв нужен перед внесением поправок к КоАП в Госдуму). Господин Нилов предложил ввести новую ст. 12.38 КоАП «Опасное вождение»: штраф за первое нарушение составит 3−5 тыс. руб., за повторное — лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

Источник: Natalia Kokhanova / legion-media.ru

27 мая комиссия по законопроектной деятельности российского правительства поддержала изменения с учетом доработок. В частности, чиновники указывают на необходимость закрепить полномочия полицейских по рассмотрению дел по новой статье. Кроме того, продолжают они, реализация закона не должна привести к увеличению штата и расходов «заинтересованных федеральных органов исполнительной власти» (речь идет про МВД).

Термин «опасное вождение» появился в ПДД в 2016 году по инициативе правительства.

Идея состояла в том, чтобы урезонить агрессивных водителей, которые играют на дороге в «шашечки», резко тормозят перед другой машиной (на водительском сленге это называется «учить»), резко разгоняются, совершают другие маневры подобного рода. Предполагалось, что в КоАП закрепят и наказание — штраф 5 тыс. руб.

Соответствующий законопроект правительство внесло в Госдуму, его приняли в первом чтении в 2017 году. Спустя пять лет, в апреле 2023 года, думский комитет по госстроительству обнародовал заключение, в котором предложил отклонить поправки и провести их «комплексную переработку»: термин «опасное вождение» сложен для понимания (представляет собой громоздкий абзац с перечислением всех возможных маневров, подпадающих под понятие), что может повлечь его «расширенное» толкование.

Этому предшествовал отрицательный отзыв правительства. К законопроекту были также замечания и со стороны администрации президента, заявлял депутат Госдумы Александр Тетердинко (ЕР). Документ, по его словам, даст «чрезмерную свободу усмотрения правоприменительным органам — невиноватые граждане начнут страдать». В июле 2023 года ЛДПР внесла еще один законопроект, но и его отклонили в феврале 2024 года примерно с той же аргументацией, о чем рассказывал «Ъ».

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Однако ЛДПР это не остановило, авторы вновь скорректировали поправки и снова направили их в правительство. В прежней редакции статья называлась «Умышленное опасное (агрессивное) вождение», теперь — просто «Опасное вождение». К тому же предложена штрафная вилка за опасное вождение, а при повторном нарушении — безальтернативное лишение прав. Такой вариант правительственных чиновников устроил.

Как только отзыв поступит в Госдуму, поправки внесут в парламент, заявил господин Нилов.

С учетом отмеченных правительством замечаний документ можно доработать ко второму чтению, считает он, а в ПДД — уточнить критерии опасного вождения.

«Важно, как будет складываться правоприменительная практика, поэтому мы и ограничились за первое нарушение лишь штрафом, чтобы не было злоупотреблений, — пояснил депутат. — Я лично против применения камер фиксации для этого состава, дела должны рассматривать инспекторы ГИБДД. Тем более что массовый характер это носить не будет: агрессоров на дорогах стало в последнее время меньше».

Кардинальная переработка термина «опасное вождение» все-таки нужна, считает адвокат Сергей Радько. «Сегодняшняя норма непонятная и допускающая не только произвольное толкование, но и, по сути, исключающая ее применение, — считает он. — Поскольку нет и не может быть точной методики определения термина “опасное вождение”. Нельзя создать ни точный алгоритм для камер, ни точных инструкций для ГИБДД».

Источник: Технологии безопасности дорожного движения

«Комплексы можно научить фиксировать ряд правонарушений, но для этого необходимы четкие требования к доказательной базе, — подтверждают в группе компаний “Урбантех” (внедряет, обслуживает системы фотофиксации в ряде регионов). — Необходимы ясно сформулированные характеристики и измеримые физические критерии. Например, резкое торможение можно определить как снижение скорости на Х км/ч за Y секунд. Безопасная дистанция между транспортными средствами нормативными документами тоже не определена. Текущая трактовка опасного вождения ПДД слишком размытая».

«Безусловно, водители, которые провоцируют опасные ситуации на дорогах и рискуют жизнями других людей, должны нести за это ответственность, — считают в ЦОДД Москвы. — Однако и правила, и механизмы назначения наказания должны быть понятными и прозрачными. При необходимости специалисты ЦОДД готовы делиться своими экспертными знаниями с органами законодательной власти».

Иван Буранов