Правительство РФ готово будет оперативно рассмотреть вопрос повышения утилизационного сбора, заявил Денис Мантуров, будучи еще кандидатом на пост первого вице-премьера РФ. Эта мера призвана защитить отечественных автопроизводителей и мотивировать иностранные компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома. Эксперты опасаются, что это может привести к подорожанию машин. Подробности — в материале «Известий».
Предложения об индексации утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику направил в правительство комитет Госдумы по промышленности и торговле. Об этом сообщил глава комитета Владимир Гутенев во время рассмотрения кандидатуры Дениса Мантурова, сообщает «Интерфакс».
— Нами были направлены предложения по защите отечественных автопроизводителей в условиях демпинга зарубежных компаний в части повышения размера утилизационного сбора на автомобили, сельскохозяйственную и дорожную технику, — сказал Гутенев. Он также отметил, что предложения были сделаны сразу после того, как Михаил Мишустин был утвержден главой правительства.
Денис Мантуров, в свою очередь, пообещал оперативно рассмотреть направленные документы, подчеркнув эффективное взаимодействие с комитетом в период работы на посту вице-премьера главы Минпромторга.
Недостаточно повысили
Утилизационный сбор уже индексировали в августе прошлого года, в среднем тарифы выросли в три раза. Однако этого оказалось недостаточно, считают представители российского автопрома.
«Защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране», — заявил ранее глава АвтоВАЗа Максим Соколов на заседании экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Госдумы. Он привел в пример один из популярных в РФ китайских внедорожников, отметив, что скидка на него составляла 900 тыс. рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора.
По словам Соколова, АвтоВАЗ, численно закрывая более трети российского рынка, финансово контролирует лишь около 9%. Оставшиеся 90% денежных средств «просто вымываются из России за рубеж, туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов», указал Соколов. Участники заседания экспертного совета идею повышения утильсбора поддержали.
В рамках обсуждения было предложено установить поэтапно растущую шкалу утильсбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей.
Позже на заседании в Совете Федерации Максим Соколов озвучил необходимую величину индексации: в этом году утильсбор на автомобили с двигателем объемом от 1 до 2 л должен вырасти с 300 тыс. до 550 тыс. рублей. К 2025 году утильсбор следует увеличить до 660 тыс. рублей, а к 2029 году довести практически до 1 млн рублей, сказал глава АвтоВАЗа.
По мнению Соколова, такая политика будет мотивировать китайские компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома, локализовывать своих поставщиков на территории РФ и создавать партнерские проекты с российскими автопроизводителями.
Скидки есть
Российские дилеры по-прежнему предлагают скидки на автомобили, чтобы оживить продажи.
— Что касается складских объемов, то автомобилей прошлого года выпуска у дилеров сейчас больше, нежели 2024-го. Если говорить в цифрах, то свыше ⅔ машин — это 2023 год. И только одна треть склада сегодня представлена моделями 2024 года, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей, официальные франшизы Ренат Тюктеев. По его мнению, привлечение спроса через дисконты не уйдет, снизится их уровень.
Между тем по итогам 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 24% в сравнении с 2022-м и почти достигла 3 млн рублей. Дальнейший рост утиля будет иметь негативные последствия для автомобильного рынка, опасаются эксперты.
— Повышение ставок неизбежно приведет к росту цен на автомобили, которые и сейчас уже достаточно высоки. Как следствие, продажи машин если не снизятся, то как минимум темпы их роста ощутимо замедлятся, — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
О замедлении спроса говорит состояние рынка автокредитов, который в апреле сократился в сравнении с мартом на 8%, отмечают аналитики «Автостата».
Распутье для китайцев
Одной из задач повышения утильсбора является развитие локализованного производства автомобилей в России. Однако в современных геополитических условиях возможности в этом направлении носят весьма опосредованный характер, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
— Сейчас создавать или не создавать собственное автосборочное предприятие в нашей стране в большей степени зависит от желания самих партнеров — прежде всего из Китая. При этом на них серьезное давление оказывают западные страны. На днях США решили сразу в четыре раза, с 25 до 100%, увеличить размер экспортной пошлины на китайские электромобили. По похожему сценарию могут пойти и страны ЕС. В этих условиях всё будет зависеть от позиции, которую займет КНР. Если будет принято решение договариваться с США и ЕС, то про появление в нашей стране новых площадок по выпуску китайских автомобилей можно будет забыть. Если же КНР не станет мириться с такими запретами и решит переключиться на другие рынки, то тогда в Россию как один из самых лакомых кусков мирового автомобильного «пирога» китайские автопроизводители устремятся с еще большим рвением, в том числе и с возможностью выпуска машин на наших производственных площадках, — рассказал «Известиям» Шапарин.
Дальнейшая индексация утильсбора может оказаться невыгодной другим российским автозаводам. Итоговый размер «утиля» зависит от уровня локализации — чем она глубже, тем больше субсидии от государства. Уровень локализации у большинства работающих в нашей стране автозаводов невысок.
— Думаю, что повышение «утиля» всё же произойдет, что для покупателей будет ощутимым минусом. Поэтому при определении размере повышения утильбора очень важно найти такой баланс, чтобы с одной стороны, обеспечить защиту отечественных производителей, а с другой — не допустить резкого падения спроса на новые машины, — отметил вице-президент НАС.
Торг утилем красен
Остальные эксперты также считают, что утильсбор будет повышен, но размер индексации будет меньше озвученного Максимом Соколовым.
— Судя по всему, само по себе повышение размера утилизационного сбора — дело практически решенное. Весь вопрос в том, каким будет размер повышения и когда он начнет действовать. Озвученные ранее цифры слишком высокие: они просто убьют большинство недавно запустившихся проектов по производству автомобилей с пока еще низким уровнем локализации. Поэтому, скорее всего, в отношении утильсбора будет своего рода торг, — рассказал «Известиям» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что предложения по размеру повышения утильсбора, озвученные главой АвтоВАЗа Максимом Соколовым, вряд ли будут приняты в полном объеме.
— Полагаю, что тут сработал принцип «проси больше — дадут меньше». По моим расчетам, чтобы отечественные производители моделей с мотором объемом до 2 л чувствовали себя более-менее комфортно на фоне зарубежных аналогов, суммарно, с учетом прошлогоднего повышения ставок утильсбора, он должен вырасти на 600−700 тыс. рублей, — считает Кадаков.
Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов