НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Утили внимания: автомобили в России могут снова подорожать

16 мая 2024 11:30
Эксперты прогнозируют «торг» относительно размеров утилизационного сбора

Правительство РФ готово будет оперативно рассмотреть вопрос повышения утилизационного сбора, заявил Денис Мантуров, будучи еще кандидатом на пост первого вице-премьера РФ. Эта мера призвана защитить отечественных автопроизводителей и мотивировать иностранные компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома. Эксперты опасаются, что это может привести к подорожанию машин. Подробности — в материале «Известий».

Предложения об индексации утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику направил в правительство комитет Госдумы по промышленности и торговле. Об этом сообщил глава комитета Владимир Гутенев во время рассмотрения кандидатуры Дениса Мантурова, сообщает «Интерфакс».

Источник: Авто Mail

— Нами были направлены предложения по защите отечественных автопроизводителей в условиях демпинга зарубежных компаний в части повышения размера утилизационного сбора на автомобили, сельскохозяйственную и дорожную технику, — сказал Гутенев. Он также отметил, что предложения были сделаны сразу после того, как Михаил Мишустин был утвержден главой правительства.

Денис Мантуров, в свою очередь, пообещал оперативно рассмотреть направленные документы, подчеркнув эффективное взаимодействие с комитетом в период работы на посту вице-премьера главы Минпромторга.

Недостаточно повысили

Утилизационный сбор уже индексировали в августе прошлого года, в среднем тарифы выросли в три раза. Однако этого оказалось недостаточно, считают представители российского автопрома.

«Защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране», — заявил ранее глава АвтоВАЗа Максим Соколов на заседании экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Госдумы. Он привел в пример один из популярных в РФ китайских внедорожников, отметив, что скидка на него составляла 900 тыс. рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора.

Источник: Freepik

По словам Соколова, АвтоВАЗ, численно закрывая более трети российского рынка, финансово контролирует лишь около 9%. Оставшиеся 90% денежных средств «просто вымываются из России за рубеж, туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов», указал Соколов. Участники заседания экспертного совета идею повышения утильсбора поддержали.

В рамках обсуждения было предложено установить поэтапно растущую шкалу утильсбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей.

Позже на заседании в Совете Федерации Максим Соколов озвучил необходимую величину индексации: в этом году утильсбор на автомобили с двигателем объемом от 1 до 2 л должен вырасти с 300 тыс. до 550 тыс. рублей. К 2025 году утильсбор следует увеличить до 660 тыс. рублей, а к 2029 году довести практически до 1 млн рублей, сказал глава АвтоВАЗа.

Источник: Авто Mail

По мнению Соколова, такая политика будет мотивировать китайские компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома, локализовывать своих поставщиков на территории РФ и создавать партнерские проекты с российскими автопроизводителями.

Скидки есть

Российские дилеры по-прежнему предлагают скидки на автомобили, чтобы оживить продажи.

— Что касается складских объемов, то автомобилей прошлого года выпуска у дилеров сейчас больше, нежели 2024-го. Если говорить в цифрах, то свыше ⅔ машин — это 2023 год. И только одна треть склада сегодня представлена моделями 2024 года, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей, официальные франшизы Ренат Тюктеев. По его мнению, привлечение спроса через дисконты не уйдет, снизится их уровень.

Источник: Freepik

Между тем по итогам 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 24% в сравнении с 2022-м и почти достигла 3 млн рублей. Дальнейший рост утиля будет иметь негативные последствия для автомобильного рынка, опасаются эксперты.

— Повышение ставок неизбежно приведет к росту цен на автомобили, которые и сейчас уже достаточно высоки. Как следствие, продажи машин если не снизятся, то как минимум темпы их роста ощутимо замедлятся, — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

О замедлении спроса говорит состояние рынка автокредитов, который в апреле сократился в сравнении с мартом на 8%, отмечают аналитики «Автостата».

Источник: Авто Mail

Распутье для китайцев

Одной из задач повышения утильсбора является развитие локализованного производства автомобилей в России. Однако в современных геополитических условиях возможности в этом направлении носят весьма опосредованный характер, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

— Сейчас создавать или не создавать собственное автосборочное предприятие в нашей стране в большей степени зависит от желания самих партнеров — прежде всего из Китая. При этом на них серьезное давление оказывают западные страны. На днях США решили сразу в четыре раза, с 25 до 100%, увеличить размер экспортной пошлины на китайские электромобили. По похожему сценарию могут пойти и страны ЕС. В этих условиях всё будет зависеть от позиции, которую займет КНР. Если будет принято решение договариваться с США и ЕС, то про появление в нашей стране новых площадок по выпуску китайских автомобилей можно будет забыть. Если же КНР не станет мириться с такими запретами и решит переключиться на другие рынки, то тогда в Россию как один из самых лакомых кусков мирового автомобильного «пирога» китайские автопроизводители устремятся с еще большим рвением, в том числе и с возможностью выпуска машин на наших производственных площадках, — рассказал «Известиям» Шапарин.

Источник: Freepik

Дальнейшая индексация утильсбора может оказаться невыгодной другим российским автозаводам. Итоговый размер «утиля» зависит от уровня локализации — чем она глубже, тем больше субсидии от государства. Уровень локализации у большинства работающих в нашей стране автозаводов невысок.

— Думаю, что повышение «утиля» всё же произойдет, что для покупателей будет ощутимым минусом. Поэтому при определении размере повышения утильбора очень важно найти такой баланс, чтобы с одной стороны, обеспечить защиту отечественных производителей, а с другой — не допустить резкого падения спроса на новые машины, — отметил вице-президент НАС.

Торг утилем красен

Остальные эксперты также считают, что утильсбор будет повышен, но размер индексации будет меньше озвученного Максимом Соколовым.

— Судя по всему, само по себе повышение размера утилизационного сбора — дело практически решенное. Весь вопрос в том, каким будет размер повышения и когда он начнет действовать. Озвученные ранее цифры слишком высокие: они просто убьют большинство недавно запустившихся проектов по производству автомобилей с пока еще низким уровнем локализации. Поэтому, скорее всего, в отношении утильсбора будет своего рода торг, — рассказал «Известиям» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Источник: Авто Mail

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что предложения по размеру повышения утильсбора, озвученные главой АвтоВАЗа Максимом Соколовым, вряд ли будут приняты в полном объеме.

— Полагаю, что тут сработал принцип «проси больше — дадут меньше». По моим расчетам, чтобы отечественные производители моделей с мотором объемом до 2 л чувствовали себя более-менее комфортно на фоне зарубежных аналогов, суммарно, с учетом прошлогоднего повышения ставок утильсбора, он должен вырасти на 600−700 тыс. рублей, — считает Кадаков.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов