Кондиционер давно стал обязательной опцией любого автомобиля, а его отсутствие воспринимается как досадное недоразумение. Первые «морозильные установки» в машину поставили почти сто лет назад. С тех пор этот важный элемент комфорта проделал долгий путь из «тяжелого люкса» в самый доступный сегмент. Система его работы секрета не составляет, надежна и практична, но кое-какого обслуживания все же требует. И чем бережней автовладелец будет с ней обращаться — тем дольше она прослужит.
Как устроен автомобильный кондиционер
Сердцем всей системы, которая представляет собой замкнутый контур, служит компрессор, который качает хладагент по кругу — из испарителя в конденсатор. Когда водитель или пассажир нажимает на клавишу со снежинкой, слышится характерный щелчок под капотом — это дала о себе знать электромагнитная муфта: шкив, приводимый в движение ремнем дополнительного оборудования, перестает крутиться вхолостую, запускает компрессор, который в свою очередь начинает сжимать и гонять по системе фреон. Первая остановка — радиатор кондиционера, где нагретый от сжатия газ охлаждается вентилятором или потоком встречного воздуха, а иногда и в тандеме. Научное название радиатора кондиционера — конденсор, потому что фреон в нем конденсируется и продолжает движение уже в виде жидкости.
Далее — осушитель, где по задумке создателей происходит фильтрация и очистка. По факту — это трубка, наполненная чем-то вроде силикагеля. К ней мы обязательно вернемся, а пока, вместе с фреоном — через терморегулирующий датчик в испаритель, где фреон снова становится газом, параллельно сильно охлаждаясь. Полученную таким образом прохладу в салон гонит вентилятор, а фреон вновь следует в компрессор. И так по кругу бесконечное количество раз. Сжимаясь, газ нагревается и переходит в жидкое агрегатное состояние, а обращаясь обратно в газ — дает тот самый холодок, ради которого все и затевалось. Вот и весь принцип. Чистая физика и никакого обмана.
Слабые стороны системы кондиционирования
Срок ее службы не ограничен, однако, как часто бывает в наших широтах, ресурс одного из элементов заканчивается внезапно: «выход из чата» одного из элементов мгновенно превращает салон в парник, параллельно покрывая все без исключения стекла тонкой пленкой H2O. Куда бежать и что делать?
Начнем с того, что делать не надо: не надо первым делом заправлять кондиционер новой порцией фреона. Контур замкнут, поэтому исчезновение газа может объясняться исключительно наличием прорехи. Свежезаправленный газ немедленно отправиться по тому же адресу — в атмосферу.
Чаще всего — прохудилась одна из трубок, которую нужно локализовать, а потом заменить. Бытует мнение, что найденная на разборке замена — делу поможет, но практика говорит об обратном: на одной и той же модели первыми гибнут одни и те же элементы. Классический пример — Mitsubishi Pajero 4, половина из которых ездят без кондиционера. Причина — длинная трубка, проходящая под днищем и регулярно сгнивающая в районе заднего дивана. Можно их менять до бесконечности, а можно задуматься о причине столь беспощадной недоработки японских инженеров. Оказывается, дабы избежать электрохимической коррозии, японцы догадались поставить пластиковую прокладку, которую русский механик однажды посчитал излишней и удалил. Верните прокладку — и трубка перестанет гнить.
Как искать прореху? Глазами: дело в том, что фреон для автомобильных кондиционеров смешивают с маслом, которое необходимо для смазки компрессора, трубок, радиатора, а также для локализации места утечки. Увидев характерное пятно, можно констатировать: половина пути пройдена. Поддав в систему давления любым допустимым образом — зафиксировать результат. И только потом задумываться о заправке.
Брешь в одной из трубок — не единственная возможная причина неисправности системы кондиционирования. Самое время вернуться к той самой трубке-испарителю, которая сразу после конденсора. Если кондиционер был разгерметизирован более суток или на улице просто шел дождь, то фильтрующий элемент набирает в себя воды, а трубка превращается в пробку: жидкость сквозь нее пройти уже не может. Рецепт — уникален: только замена на новую, поскольку «б/у» не подойдет по озвученной выше причине. Причем гнаться за оригиналом совершенно не обязательно — с несложной задачей справится и недорогой аналог.
С радиатором все предельно просто: если на нем есть повреждения — надо менять или варить. Сегодня умельцы научились ремонтировать конденсоры, после чего оригинальная запчасть проходит еще немало лет. Обычно — до следующего владельца автомобиля или следующего столкновения. Как правило, основной причиной выхода радиатора из строя была и остается авария, сами по себе они редко дают слабину. Терморегулятор — вечен, впрочем, как и сам испаритель.
Самый дорогой ремонт — компрессор. Новая деталь обойдется в целое состояние, но в России их научились качественно восстанавливать, поэтому его неисправность ведет в профильную мастерскую, а не в магазин запчастей. Первым делом стоит разобраться в причине поломки: в двух случаях из трех — сгорела муфта. Это отдельный элемент, который, к слову, тоже ремонтируется. Оба узла у нас научились добротно реанимировать, гарантируя продолжительный срок службы, а основной дилеммой мастеров обычно становятся не восстановительные процедуры, а болты крепления компрессора, которые намертво прикипают за 3−4 зимы в России. Без снятия ни диагностировать, ни, тем более, отремонтировать его нельзя.
Профилактика кондиционера
Система кондиционирования — замкнутый контур, в котором, как водится появляется давний друг отечественного автомобилиста: конденсат. А где есть вода, тепло и непроглядная тьма, зарождается причина множества болезней — плесень. В случае с кондиционером, речь идет об испарителе: неприятный запах, который появляется весной, — характерный признак этой проблемы. Что делать?
Правильный ответ — чистить. Существует два примерно равных по функциональности метода: легкий и сложный. Начнем с малого: сняв бардачок и удалив салонный фильтр, водитель заводит автомобиль, включает рециркуляцию, а к воздухозаборнику ставит либо специальный покупной флакон, равномерно подающий в систему специальный очищающий состав. За 45 минут система несколько раз прогонит через себя содержимое флакона и приемлемо очистится. Кстати, покупку дорогостоящего химического состава можно отложить, заменив его простым и доступным в любой аптеке препаратом для чистки операционных. Подачу тоже организовать не сложно: бытовые распылители пока никто не отменял.
Второй вариант — чистка через сток испарителя, который, конечно же, наглухо забит. Лужица воды, что набегает летом под машиной с работающим кондиционером — именно оттуда. Заранее приобретя любой подходящей душе и кошельку состав, нужно заручиться одним свободным субботним днем и сделать все самостоятельно при единственном условии: либо эстакада-подъемник-яма, либо дачная лужайка и высокий дорожный просвет. Никаких хитростей и тонкостей в данной процедуре нет. Длинная трубка, которую надо поместить в искомое отверстие всегда идет в комплекте. А бонусом — приятный аромат из воздуховодов на три-четыре недели и никакой плесени.
Кондиционер и его более продвинутый собрат климат-контроль — обязательный элемент автомобильного комфорта. Такой же, как печка или магнитола. Это надежная система, способная исправно работать десятилетиями. Но водителю сегодня стоит свыкнуться с мыслью: чтобы машина сохраняла все свои возможности, нужно либо разобраться в вопросе и приложить собственные руки, либо разобраться и заплатить за чужой труд. Система кондиционирования в этом вопросе от иных узлов и агрегатов автомобиля ничем не отличается.