НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Самокатчик платит дважды

7 мая 2024 13:45
Кикшеринговый бизнес самостоятельно наказывает недобросовестных клиентов.

Пока Госдума готовит ужесточение штрафов для электросамокатчиков, операторы кикшеринговых компаний сами наказывают собственных клиентов. Как выяснил «Ъ», бизнес активно пользуется возможностью штрафовать пользователей в рамках договоров оферты. С начала сезона компании взыскали тысячи таких штрафов — за оставление электросамокатов вне официальных парковок, за езду вдвоем и за катание по пешеходным переходам. Эксперты указывают, что для большинства пользователей такое наказание становится неожиданностью, поскольку они не читают договор оферты. Однако бизнес планирует в ближайшее время «существенно» увеличить суммы штрафов.

Источник: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Напомним, что все пользователи кикшеринговых средств индивидуальной мобильности (СИМ) при установке приложения подписывают договор оферты в электронном виде. Там указаны условия проката и предупреждается о штрафах за их нарушение (аналогичная система применяется в каршеринге). «Ъ» направил в кикшеринговые компании запрос с просьбой рассказать, как часто они наказывают нарушителей. Так, «МТС Юрент» наложила в этом году около 20 тыс. штрафов по всей России (из них 14,5 тыс.— в Москве), сообщили «Ъ» в компании. Чаще всего пользователей наказывали за неправильную парковку, езду вдвоем и нежелание спешиваться на пешеходных переходах. Whoosh наложила в Москве 1,3 тыс. штрафов за неправильную парковку и 800 — за поездки вдвоем. Еще компания заблокировала более 6 тыс. аккаунтов за серьезные нарушения условий договора (например, при ДТП с причинением ущерба здоровью третьих лиц). В Санкт-Петербурге Whoosh наложила 183 штрафа за неправильную парковку, 340 — за поездки вдвоем, а также заблокировала 4 тыс. аккаунтов. В «Яндексе» не смогли предоставить «Ъ» запрошенные данные.

Отметим, что в разных компаниях значительно отличаются санкции за нарушение правил.

К примеру, за неправильную парковку — когда пользователь принудительно завершил аренду в запрещенном месте — все три компании штрафуют на 500 ₽ Однако при повторном нарушении правил парковки «МТС Юрент» взимает с пользователя уже 1 тыс. руб. За катание вдвоем у «МТС Юрент» и Whoosh штраф 800 ₽, у «Яндекса» — 1 тыс. руб. За езду на пешеходном переходе «МТС Юрент» блокирует аккаунт на месяц, «Яндекс» штрафует на 1 тыс. руб., а Whoosh — на 500 ₽

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

При этом нарушители могут понести и административную ответственность. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 2023 году ГИБДД возбудила более 66 тыс. дел в отношении пользователей СИМ. Из них 99% — по ч. 2 ст. 12.29 КоАП (нарушение ПДД велосипедистом или другим лицом, участвующим в дорожном движении, штраф 500 ₽). Как рассказывал «Ъ», в Госдуму уже внесены поправки к КоАП, ужесточающие санкции (до 30 тыс. руб. по ряду составов), первое чтение запланировано на июнь.

Пользователи СИМ, как правило, не читают договор при установке приложения, поэтому не знают о «внутренних» штрафах компании-оператора, говорит член Общественной палаты РФ Александр Холодов.

«Причем список и размер санкций может регулярно обновляться, — предупреждает он.— А ведь собираемые компаниями суммы получаются внушительными. Возможно, эти сборы надо обращать в доход государства — если нарушаются нормы ПДД, продублированные в договорах. В этом случае можно подумать о передаче полномочий по контролю нарушений из ГИБДД самим операторам».

«У ГИБДД и правда нет сил и средств гоняться за СИМ, — говорит председатель комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев.— Но меня смущает, что для своих штрафов операторы порой используют государственный ресурс». Напомним, с 1 мая в Санкт-Петербурге нарушения пользователей СИМ фиксируют инспекторы Городского центра управления парковками. Они передают данные нарушителей компаниям-операторам, чтобы те штрафовали пользователей. Это вынужденная мера, поскольку город заинтересован в повышении безопасности, поясняет господин Цивилев, но контроль должен быть у операторов свой.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

«Высокие штрафы сейчас необходимы. В этом сезоне люди беспредельничают на СИМ даже больше, чем в прошлом году, — считает глава Ассоциации микромобильности Ксения Эрдман.— Если люди не готовы добровольно выполнять правила, надо учить их за счет кошелька». Операторы, заявила она, в ближайшее время договорятся о создании единой системы санкций, в рамках которых штрафы будут «существенно увеличены». «Более крупная сумма потенциально способна повлиять на тех, кто нарушает намеренно, — говорят в Whoosh.— Но более 99,9% всех поездок внутри нашего сервиса совершается без каких-либо негативных инцидентов. Поэтому подавляющее число пользователей со штрафами и блокировками аккаунта никогда не сталкиваются». В «МТС Юрент» подтвердили «Ъ», что повысят сервисные штрафы за часть нарушений. О новых суммах штрафа пользователи прочитают в обновленных договорах оферты в приложениях, пояснила «Ъ» Ксения Эрдман.

Иван Буранов