Китайский автопром прочно обосновался в России, однако названий, являющихся синонимом качества — типа тормоза Brembo, автокресла Recaro или свечей Bosch — на автосклоне не видно. Эксперты aif.ru объяснили, чем можно объяснить такую ситуацию.
Нас тьма
«Главная причина — китайские производители пока еще сравнительно молоды, чтобы стать узнаваемыми на мировом рынке, — считает президент ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РОАД) Алексей Подщеколдин. — Тем более, когда речь идет о таком узком сегменте, как автомобильные компоненты».
По его словам, в настоящее время одних только автомобильных брендов, представленных в России — более трех десятков. При этом большую часть из которых мы практически не знаем, а если знаем, то вряд ли напишем без ошибки.
«В Китае рынок вообще другой, — продолжает Алексей Подщеколдин. — Во-первых, он огромен: достаточно сказать, что он в два раза превышает американский. Во-вторых, там выпускается абсолютно все — заводов столько, что трудно назвать хотя бы несколько наиболее известных».
Их просто много с точки зрения количественных показателей. «Учитывая, что производится в год по 30 миллионов машин, все производства примерно одинаковы по качеству, у них практически общая история, так что из этой массы трудно выделить одного-двух производителей, которые могли бы заявить о себе, — отмечает руководитель ассоциации автодилеров. — У них десятки заводов по каждому направлению, и у нас в России они практически неизвестны».
Сами не местные
«В КНР функционируют примерно 8 000 заводов, производящих автомобильные запчасти, — отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. — При этом около 2 000 из них специализируется на изготовлении деталей для известных автоконцернов».
Перечислять можно долго, но вряд ли названия производств вообще и брендов в частности что-нибудь скажут российскому автолюбителю.
О том, что «китайцы» сумели прославить какой-то бренд, производящий даже не весь автомобиль, а только его компонент, не знают даже профессионалы отечественного авторынка. «Что касается среднего сегмента автомобилей — стоимостью в России от 3 000 000 рублей, то здесь сколько-нибудь знаменитых производителей искать сложно, — отмечает автоэксперт и автоблогер Сергей Логинов. — Если же говорить о верхнем —премиальном сегменте — например, о брендах Li L9 (Li Xiang — кроссовер с гибридной установкой) или электрических Xiaomi SU7 и Zeekr (марка премиальных автомобилей концерна Geely Auto), то они сами используют комплектующие известных европейских производителей автокомпонентов — Bosch и Siemens, автомобильные турбины — Borgwarner, рычаги подвески — Lemforder. На Zeekr пневмоподвеска вообще стоит оригинальная от BMW Х7».
К тому же, по его словам, пока качество у собственно китайских производителей автокомпонентов довольно низкое, так что об узнаваемости брендов говорить также рано. Резюме — на массовые авто китайцы ставят только собственные ноунейм (безымянные) запчасти, а премиальные марки стараются оснащать узнаваемыми мировыми марками. Либо их полными копиями, но в таком случае «светить» собственный бренд довольно сомнительно.
Впрочем, есть сегменты, где китайцы вполне преуспели и уже начинают завоевывать сердца поклонников, в том числе и в России. Например, это относится к производству автомобильных колес и автошин. «Качество продукции китайских производителей постоянно растет, и на данный момент некоторые бренды — Delinte, Landsail, Westlake, LingLong, Triangle, Sailun — уже пользуются большой популярностью у российских автолюбителей», — считает автоэксперт и бизнесмен Алексей Шастов, который занимается продажей авторезины. Можно ли считать их восходящими звездами мирового автопрома — вопрос времени.
Сергей Куликов