НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Верховный суд может ликвидировать авторынки

23 августа 2004 13:23
Правительство решило изменить порядок регистрации автомобилей. После того как МВД выпустит для своих подчиненных инструкции, машину можно будет снять с учета в ГАИ только после продажи. Пока комиссионные магазины продолжают работать «по старинке», но после вступления новых правил в силу весь устоявшийся порядок сделок с автомобилями будет перевернут с ног на голову.

Новое постановление правительства отменяет необходимость снимать с учета автомобиль перед продажей.


В нем говорится, что «юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы автомобили, обязаны снять их с учета в ГАИ при прекращении права собственности», то есть уже после заключения сделки купли-продажи. Существовавшее всегда правило – хозяин должен посетить ГАИ до комиссионного магазина – отменяется. Очевидно, что документ правительства стал реакцией на решение Верховного суда РФ от 10 октября 2003 года, признавшего недействующим пункт 3.1 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ». Именно в нем владельца автомобиля обязывали перед заключением договора купли-продажи снять его с учета в ГАИ. Этим решением Верховный суд собирался исключить некоторые неудобные для продавца ситуации. Например, когда сделка срывается, а автомобиль уже снят с учета. Транзитные номера имеют ограниченный срок действия, и через двадцать дней езда на автомобиле чревата сплошными неприятностями с ГАИ. Чтобы их избежать, владельцу приходится вновь ставить машину на учет. Впрочем, решение высшей судебной инстанции так и не стало руководством к действию для ГАИ – все переоформления проходили по старой схеме: снятие с учета—продажа – постановка на учет. Как считает сотрудник одного из регистрационных подразделений ГИБДД Москвы, правительственное постановление должно наконец заставить регистрационные отделения ГАИ исполнять решение Верховного суда. В пятницу в центральном офисе ГИБДД не удалось получить комментарии о вероятных сроках изменения правил переоформления автомобилей. Исполнители на местах – гаишники и сотрудники комиссионных магазинов – ждут подробных инструкций от вышестоящих организаций. Комиссионные магазины полностью зависимы от ГАИ – от них они получают справки-счета, транзитные номера и установки о правилах оформления документов. Как рассказал «Газете.Ru» заместитель генерального директора Мытищинского авторынка Анатолий Славнов, распоряжения об изменении порядка выдачи этих документов от ГИБДД пока никуда не поступало.

«Сейчас все пока работают по старым правилам и будут так работать до специального приказа ГИБДД. Недостаточно издать постановление о том, что можно оформить продажу до снятия с учета, – говорит Славнов. – Нужно четко прописать, как должны действовать все участники процесса – покупатель, продавец, посредник и ГАИ. Например, объяснить комиссионным магазинам, как они должны оформлять сделки без отметки о снятии с учета в ПТС автомобиля». По словам Геннадия Алпацкого из комиссионного магазина «ВДВ-Сервис», для того чтобы новая схема реально заработала, должны быть еще внесены изменения в правила комиссионной торговли, которые устанавливает Министерство экономического развития и торговли. Когда это будет сделано, пока тоже неизвестно. Все участники рынка пока не берутся точно сказать, каким образом будут проходить сделки. Ведь пока из постановления правительства ясно только то, что снимать с учета автомобиль после оформления документов о продажи должен продавец. Покупатель, как и прежде, должен будет только регистрировать в ГИБДД приобретенный автомобиль. Интересно, что новые правила, облегчив жизнь продавцу, могут в некоторых ситуациях поставить в щекотливое положение покупателя. Если раньше в комиссионном магазине, как правило, решались все денежные вопросы между продавцом и покупателем, то теперь станет непонятно, когда передавать деньги продавцу. Если делать это как раньше – в магазине или сразу после оформления сделки, то несложно предположить, что найдется немало продавцов, которых после получения денег будет мало заботить обязанность снять автомобиля с учета. С этим согласен и Алпацков, который говорит, что и у покупателя могут возникнуть реальные трудности. «Если продавец и покупатель оформили сделку и, например, сразу приехали в ГИБДД, чтобы продавец снял зарегистрированный за ним автомобиль, а там оказалась очередь, то ему ничто не будет мешать, заявить новому владельцу, что сейчас у него нет времени и лучше сделать это завтра. А завтра найти другую причину для отказа снимать с учета проданный автомобиль», – говорит Алпацков. Поэтому не исключены ситуации, когда новому собственнику машины придется побегать за бывшим хозяином, чтобы убедить его отстоять лишнюю очередь в ГАИ. В другом варианте – если покупатель захочет подстраховаться от подобных неприятностей и договорится с продавцом, что деньги он передаст только после того как машина будет снята с учета, проблемы могут возникнуть, наоборот, у продавца. После визита в «комиссионку» автомобиль будет юридически принадлежать новому владельцу, но денег продавец еще не получит, поскольку не снимет машину с учета. А после того как машина стала собственностью нового владельца, у продавца останется только один рычаг получить деньги за свой товар – потребовать их через суд. И уж совсем непонятно, насколько сложнее будут проходить сделки с автомобилями, пригнанными на продажу из других регионов. Ведь согласно новому постановлению при заключении договора купли-продажи снять ее с учета должен тот, за кем она зарегистрирована. То есть продавцу после заключения сделки придется отправиться в свой регион, чтобы снять машину с учета, причем машина юридически опять же будет не его. Потом вернуться к покупателю и передать ему автомобиль. Вариант поездки двух малознакомых людей, одного – с деньгами, другого – на «чужой» машине – к месту проживания последнего, можно исключить полностью. Так что не исключено, что новые правила снятия с учета автомобилей могут привести к угасанию интереса к крупным автомобильным рынкам. Если, конечно, при них не откроются филиалы банков с обширными депозитариями, через которые сделки с автомобилями будут проходить с той же скоростью и сложностью ходов, что и с квартирами.