Зал сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России снова наполнился новыми экспонатами: сейчас здесь проходит выставка, рассказывающая о развитии Службы специальной связи через коллекцию исторических автомобилей.
ГАЗ М-1, ГАЗ-А, ГАЗ-4, ГАЗ-415, ГАЗ-2402 — все они помогали фельдъегерям в выполнении их нелегких задач.
Здесь также представлены архивные документы, фото- и видеоматериалы, стрелковый тренажер и интерактивный стенд, позволяющий написать секретное или зашифрованное письмо. Юных гостей выставки заинтересует детский автомобиль Спецсвязи.
ГАЗ М-1 — «Молотовский первый». Автомобиль был назван в честь Председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Михайловича Молотова, имя которого тогда носил завод.
М-1 разрабатывали на базе Ford Model B, но внесли в конструкцию очень много изменений. В итоге ГАЗ М-1 технически серьезно отличался от американского прообраза, хотя внешне и был похож на него.
Поработали и над дизайном: передние крылья автомобиля были спроектированы заново и на советском варианте имели более симпатичную форму, лучше прикрывали раму и элементы передней подвески. Годы выпуска ГАЗ М-1: 1936−1941.
Советский фаэтон ГАЗ-А являлся лицензионной копией американского Ford-A, а некоторые детали его кузова можно было использовать для кабины параллельно выпускавшегося грузовика ГАЗ-АА.
Автомобиль производился в 1932—1936 годах на Горьковском автомобильном заводе и на московском заводе КИМ.
Модификация ГАЗ-А с кузовом пикап получила название ГАЗ-4 и выпускалась в 1933—1936 годах. Пикап имел кабину и двигатель от грузовика ГАЗ-АА, шасси и коробку передач взяли от ГАЗ-А.
На базе ГАЗ-4 были созданы небольшие санитарные автобусы, а для Красной Армии — облегченный вариант с открытой кабиной, мобильная радиостанция, самоходная установка с зенитным пулеметом.
Новый советский пикап, ГАЗ-415, был разработан на базе легкового автомобиля ГАЗ М-1. На базе ГАЗ-415 также был построен ряд специальных модификаций для Красной Армии. Автомобиль производился в 1939—1941 годах.
В 1972 году новинкой Горьковского автомобильного завода стал универсал ГАЗ-2402, созданный на базе ГАЗ-24. В то время как универсал ГАЗ-22 «Волга» был пятиместным, и лишь некоторые иностранные дилеры устанавливали в багажнике дополнительный «диванчик», ГАЗ-2402 стал семиместным. Грузовой отсек здесь также отличался продуманной конструкцией и большими возможностями трансформации.
Из современных машин на выставке представлены Lada Largus в модификации KS025L и ЛУИДОР в модификации 2250RB — оба экземпляра 2023 года.
Выставка «Маршруты особой важности. К 85-летию Спецсвязи» проходит в зале сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России (ВДНХ, павильон № 53) и завершится 21 апреля.