МВД разместило на regulation.gov.ru проект постановления правительства, в котором впервые закрепляются правила передачи данных дорожных камер в полицию. Комплексы (их сейчас около 30 тыс.), напомним, эксплуатируются, как правило, региональными властями, а ГИБДД лишь получает от них данные, которые впоследствии становятся основой для «писем счастья».
С 1 сентября, согласно проекту, «уполномоченный орган исполнительной власти субъекта» (чаще всего речь идет о региональном аналоге московского Центра организации дорожного движения) должен будет передавать полиции данные о «каждом фиксируемом событии» — дате, времени и месте фиксации; транспортном средстве и его госномере; признаках нарушения, сделанных измерениях. Информация должна передаваться в МВД «незамедлительно и безвозмездно в автоматическом режиме без промежуточного серверного оборудования, имеющего возможность обрабатывать (накапливать, изменять либо удалять) информацию».
Региональные чиновники и операторы камер зачастую прибегают к процедуре предварительной обработки фото- и видеоматериалов, чтобы отсеять брак (например, неправильно распознанные номера). В некоторых субъектах федерации к процессу подключен искусственный интеллект. КоАП предусматривает, что вся эта работа является исключительной прерогативой МВД — иные учреждения или компании в процессе участвовать не должны. Теперь «сырые» данные будут храниться, судя по всему, в «Паутине» — полицейской системе, к которой подключены все региональные УГИБДД. Система позволяет в режиме реального времени отслеживать передвижение любого авто по стране.
Опубликованный проект является частью большого пакета нормативных актов, ужесточающих требования к эксплуатации камер. Якорным документом является федеральный закон № 197, вступающий в силу 1 сентября, в котором имеется в том числе исчерпывающий перечень мест для установки комплексов. Вместе с ним вступит в силу также постановление правительства с правилами установки камер — документ готовит Минтранс, он еще не утвержден («Ъ» рассказывал о нем 11 марта).
Исключение промежуточных этапов обработки, с одной стороны, сделает невозможной бесконтрольную фильтрацию материалов, с другой — увеличит нагрузку на сотрудников ГИБДД, считает эксперт по дорожным камерам Григорий Шухман. «Ранее операторы заявляли, что они отсеивают явный брак приборов, выявление которого при новом порядке ляжет на ГИБДД, — отмечает господин Шухман. — Надо будет либо увеличивать численность сотрудников для компенсации увеличения нагрузки, либо мы станем свидетелями еще большего числа ошибок в штрафных постановлениях». МВД этим документом хочет исключить любые злоупотребления с камерами на местах, считает эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева.
«Все данные, предусмотренные предложенным документом, с марта 2022 года в полном объеме передаются непосредственно в “Паутину”, — рассказал “Ъ” директор ГБУ “Безопасность дорожного движения” Республики Татарстан Рифкат Минниханов. — Утверждение единого для всех пользователей и владельцев автодорог порядка передачи данных позволит систематизировать контрольно-надзорную деятельность на улично-дорожной сети».
Дорожные комплексы власти используют также как часть интеллектуальной транспортной системы, анализируя, например, данные о количестве проездов транспортных средств в сутки и другие параметры потока, обращают внимание в группе компаний «Урбантех» (внедряет, обслуживает системы фотофиксации в ряде субъектов). «Это позволяет определять загруженность участков дорог и принимать меры для сокращения заторов, — говорят в компании. — Рассматриваемый документ сделает это невозможным».
В ЦОДД Москвы солидарны с этой позицией: «Благодаря постоянному мониторингу мы выявляем участки, где растет количество аварий с пострадавшими. Проектом постановления такая возможность может быть ограничена, это может отрицательно сказаться на безопасности движения».
Иван Буранов