Федеральная антимонопольная служба активно занялась ценами на авиабилеты. Стало известно о возбуждении дела в отношении S7 Airlines. До этого антимонопольное ведомство подготовило предложения по стоимости авиабилетов для жителей туристических регионов, а перед Новым годом — способствовало удешевлению перелетов на праздничные даты. Однако, по словам экспертов, цены растут куда медленнее, чем на запчасти и авиатопливо, к тому же это обычная ситуация, когда пассажиры, получая одни и те же услуги, платят по-разному. От чего зависит стоимость и как можно сэкономить — в материале «Известий».
Обоснованный тариф
В ФАС уточняли, что, «несмотря на динамическую систему ценообразования и выраженную сезонность пассажирских авиаперевозок, установление разных цен на авиабилеты в рамках одного тарифа на один и тот же рейс в одинаковые дату и время вылета должно быть экономически обосновано».
S7 предписали разработать и направить на согласование в ФАС России коммерческую (ценовую) политику. Авиакомпания, по данным службы, этого не сделала и оспорила решение, но Арбитражный суд города Москвы поддержал позицию ФАС. Если вина будет установлена, перевозчику грозит штраф.
— Еще 29 февраля S7 Airlines подала апелляцию на решение Арбитражного суда Москвы по предупреждению ФАС, — сообщила «Известиям» PR-директор S7 Group Ирина Колесникова. — Решение суда первой инстанции не вступило в силу, вопрос в настоящий момент в стадии рассмотрения. Мы работаем над урегулированием.
До этого ФАС уже не раз интересовалась стоимостью авиабилетов. Например, перед Новым годом ведомство рекомендовало авиакомпаниям пересмотреть политику формирования цен в период высокого спроса. В итоге, сообщала служба, в продаже появились подешевевшие на 7−39% билеты.
«Сегодня мы видим, что есть существенный рост цен по ряду туристических направлений», — говорил в конце февраля «Известиям» заместитель руководителя ФАС РФ Петр Иванов. В частности, речь шла о Калининграде, откуда, по его словам, из-за наплыва туристов не могут улететь местные жители — тарифы очень высоки. Минтранс РФ поручил авиакомпаниям с субсидируемыми перевозками в Калининград не повышать цены.
В начале февраля президент России Владимир Путин потребовал не допускать чрезмерного увеличения стоимости авиабилетов в России.
Цены растут, но зарплат хватает
Единого мнения, как же все-таки растут цены, нет. Петр Иванов сообщал, что в целом средний чек по 2023 году по сравнению с 2019-м (не сравнивая с ковидными годами, где были субсидии на авиаперевозки, поэтому билеты были ниже в цене) вырос на 6,3%.
— Авиакомпании используют принцип динамического ценообразования, — пояснил вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. — На фоне роста затрат на авиационное топливо, ремонт, техническое обслуживание, запчасти, среднее повышение цен по году составляет до 10%.
В январе СМИ писали, что, по данным Росстата, средняя цена на перелёт в салоне экономкласса по России выросла за 2023 год на 22,2%.
— Есть разные оценки, и какой-то единой методики, по которой ведомства проверяли бы стоимость авиабилетов, не существует, — сказал «Известиям» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, данные Росстата, которые публикуются в открытом доступе, показывают обычно несколько больший рост. В ведомстве учитывают показатель стоимости перелета в салоне экономкласса на 1000 км пути.
В Минтрансе еще летом прошлого года сообщали, что ведомство вместе с Минэкономразвития, Росстатом и ФАС России ведет выработку новой единой методологии оценки стоимости авиабилетов. В ней должна учитываться динамическая система ценообразования, а также различная глубина бронирований (в том числе за месяц до вылета и более).
— Есть довольно простое и понятное наблюдение: если на фоне роста стоимости билетов наблюдается и существенное увеличение объема перевозок, значит, ценовая доступность на том уровне, на котором большая часть потребителей может позволить себе авиапутешествия, — добавил Олег Пантелеев.
Напомним, как сообщил глава Минтранса Виталий Савельев на выставке NAIS, российские авиакомпании перевезли в 2023 году более 105 млн пассажиров, превысив план почти на 2,5 млн.
«Нет смысла реагировать»
— В случае с ФАС моя позиция совпадает с позицией S7, она основана на том, что в Воздушном кодексе четко указано: вопрос цены, величины тарифа — прерогатива перевозчика, а не регулятора, — подчеркнул Олег Пантелеев. — Конечно, если речь идет о субсидированных билетах, то авиакомпаниям необходимо придерживаться правил программы. Но факт остается фактом: в коммерческой деятельности перевозчики должны быть свободны, в том числе и в вопросах ценообразования.
Он пояснил, что авиакомпании заводят в систему очень большое количество тарифов с разными подклассами. Существуют и правила их применения, на которые далеко не всегда обращают внимание потребители.
По его словам, самый дорогой договор тарифа экономкласса — годовой. Пассажир в течение года имеет права прийти на рейс практически в любую дату. При этом, заплатив немаленькие деньги, получит стандартный ланч-бокс, те же нормы багажа.
— Субсидированные и плоские тарифы должны контролироваться со стороны государства, — сказал «Известиям» председатель Общероссийского объединения пассажиров, замглавы Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. — По остальным — стоит смотреть по месяцам: если один раз повысилась стоимость, то нет смысла реагировать.
Также он отметил, что сама политика ФАС не прозрачна: может, граждане и хотели бы пожаловаться, но никто не понимает, а какая цена нормальная.
Услуг меньше — цена выше
При этом Илья Зотов рассказывает о десятках жалоб на стоимость авиабилетов в Тюмень и обратно в последнее время. Например, из Санкт-Петербурга: на конец апреля — 35−40 тыс. рублей в оба конца. Раньше, по его словам, критиковали цены перелетов в Калининград и Дагестан. Они за три года сильно выросли.
Стоимость билетов «Аэрофлота», по словам Зотова, зачастую ниже, чем у «Победы». У пассажиров нет четкой, понятной аргументации, почему это происходит, перечень услуг у лоукостера меньше, да и требования к габаритам более жесткие.
Дмитрий Горин напомнил, что авиакомпании открывают продажи за 11 месяцев до вылета. Ближе к рейсу на последние места цены могут существенно увеличиваться. Вполне вероятно, например, что у лоукостера на определенную дату кресел почти не осталось и за месяц до вылета.
Но это не обязательное правило, а именно динамическое ценообразование. Например, сегодня агрегаторы предлагают приобрести авиабилет из Петербурга в Тюмень на 14 марта за 2346 рублей («Победа»), в пятницу будет дороже — 3893 рубля. На конец апреля есть билеты по шесть-семь тысяч.
Как сэкономить
Эксперты напомнили пассажирам способы сэкономить. На большинстве направлений есть конкуренция между перевозчиками, если потребитель заранее планирует свою поездку — может выбрать оптимальный тариф.
Также стоит использовать промоакции, распродажи, которые авиакомпании объявляют регулярно.
Еще один хороший способ — подписка на телеграм-каналы, где генерируются скидки. Тут, правда, напротив, нужно быть готовым улететь прямо сейчас. Например, сегодняшнее предложение одного из каналов: из Саратова в Уфу, из Минвод в Махачкалу — за 888 рублей.
Билеты, не предполагающие провоз багажа и возможность возврата, как правило, дешевле.
— Есть программа субсидирования: скидки для пенсионеров, многодетных семей, людей до 23 лет, но применяется не для всех регионов, — напомнил Илья Зотов.
Он советует обращать внимание на плоские тарифы и, по возможности, приобретать билеты по ним. Таким образом, по словам эксперта, полет, например, из Москвы на Дальний Восток может оказаться дешевле, чем в Сочи.