НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

ГАЗ-М20 и «сборная Европы»: какой счет?

12 марта 2024 16:35
«За рулем» сопоставил «Победу» ГАЗ-М20 с ее зарубежными одноклассниками

ГАЗ-М20 «Победа» — одна из первых послевоенных советских легковых машин — автомобиль эпохальный.

Он принципиально отличался от предшественника ГАЗ-М1, а многие элементы конструкции «Победы» в нашей стране использовали впервые.

Но и в мировом автомобилестроении «Победа» — событие очень заметное. Подавляющее большинство западных фирм начали послевоенное производство старыми, еще предвоенными моделями, причем, как правило, упрощенными по декору.

В классе ГАЗ-М20 новинкой стала лишь чехословацкая Tatra 600 Tatraplan 1948 года. Интересно сопоставить инженерию «Победы» и с немецкими автомобилями Mercedes-Benz 170V и Opel Kapitan. Они появились еще в 1930‐х, но именно этими моделями начали послевоенное производство именитые немецкие компании и производили их несколько лет.

ГАЗ-М20 «Победа» — автомобиль европейского среднего класса с колесной базой 2700 мм, длиной 4665 мм. Машина имела самую популярную тогда классическую компоновку. Среди аналогов «Победа» самая тяжелая: снаряженная масса 1420 кг. По дизайну советский автомобиль передовой: обтекаемый профиль и крылья, не выступающие за габариты кузова. 
Источник: «За рулем»
Двигатель ГАЗ-М20 — нижнеклапанный, четырехцилиндровый, рабочим объемом 2,1 л. Развивал 50 л. с. при 3600 об/мин. Степень сжатия — 6,2. В основе конструкции — шестицилиндровый мотор ГАЗ‐11, который скопировали с американского Dodge D5 конца 1930‐х годов.
Источник: «За рулем»
Mercedes-Benz 170V семейства W136 — модель 1936 года. Поэтому автомобиль отличала самая архаичная среди аналогов стилистика. Седан классической компоновки длинной 4620 мм имел наиболее длинную в сравнении с одноклассниками колесную базу — 2845 мм. Снаряженная масса — всего 1220 кг, на 200 кг меньше, чем у ГАЗ-М20.
Источник: «За рулем»
Двигатель Mercedes-Benz с боковыми клапанами — конструкция середины 1930‐х годов. Модернизированный после войны четырехцилиндровый агрегат рабочим объемом 1,7 л выдавал 52 л. с. при 4000 об/мин. Степень сжатия — 6,5.
Источник: «За рулем»
Opel Kapitan дебютировал в 1938 году. Послевоенный вариант отличали простые круглые фары вместо оригинальных предвоенных V‐образных и более дешевые материалы отделки салона.
Источник: «За рулем»
Самый передовой и самый мощный — верхнеклапанный двигатель «Опеля». Шестицилиндровый мотор при 3500 об/мин развивал 55 л. с. Степень сжатия 6,0.
Источник: «За рулем»

Седан Opel длиной 4620 мм с задними ведущими колесами — прямой аналог нашей Победы: именно Kapitan взяли за образец, проектируя ГАЗ-М20. Колесная база (2695 мм) меньше, чем у Победы, всего на 5 мм. Но масса Опеля — 1230 кг. Некоторые линии кузова Победы близки с Опелем, но советская машина современней.

Tatrа Т600 Татраплан из Чехсловакии: ее отличала характерная для аналогичных моделей этой фирмы заднемоторная компоновка и оригинальный передовой аэродинамический дизайн. Tatra длиной 4540 мм и с базой 2700 мм — самая легкая среди аналогов: 1180 кг.
Источник: «За рулем»
Самый оригинальный мотор — четырехцилиндровый, оппозитный, воздушного охлаждения — стоял на «Татре». Агрегат рабочим объемом 2 л со степенью сжатия 6,0 оснащали двумя карбюраторами. Мощность — 52 л. с. при 4000 об/мин.
Источник: «За рулем»
Революционная для СССР особенность «Победы» — первый в нашей стране серийный несущий кузов с мощными лонжеронами.
Источник: «За рулем»
Для «Победы» впервые на горьковских автомобилях создали гидравлические тормоза. Точно такая же конструкция была на всех аналогах.
Источник: «За рулем»
Передняя подвеска «Победы» — революционная для нашей страны: независимая, пружинная, с рычажными амортизаторами. Их рычаги выполняли роль и верхних рычагов подвески.
Источник: «За рулем»
Задняя подвеска ГАЗ-М20 — традиционная для большинства автомобилей вплоть до 1960‐х годов: на продольных рессорах с рычажными амортизаторами. Такая же конструкция у «Опеля».
Источник: «За рулем»
В основе «Мерседеса» — Х‐образная рама, традиционная для фирмы в 1930‐х годах. Несмотря на это, масса автомобиля не была высокой.
Источник: «За рулем»
Передняя подвеска Mercedes-Benz — на поперечных рессорах, с рычажными амортизаторами
Источник: «За рулем»
Подвеска независимая, пружинная, с так называемыми качающимися полуосями.
Источник: «За рулем»
Конструкция несущего кузова Opel Kapitan стала основой при проектировании ГАЗ-М20. Поэтому некоторые силовые элементы фактически совпадали.
Источник: «За рулем»
Подвеска немецкого седана Opel Kapitan точно такая же, как у ГАЗ-М20. Именно ее советские конструкторы взяли за образец при проектировании «Победы».
Источник: «За рулем»
Конструкция «Татры» T600: пол на центральной хребтовой раме, к которому крепили кузов.
Источник: «За рулем»
Передняя подвеска «Татры» — однотипная с немецкой: на поперечных рессорах, но с передовыми по тем временам телескопическими амортизаторами.
Источник: «За рулем»
Самая оригинальная задняя подвеска — у «Татры» Т600: независимая, с поперечным торсионом и телескопическими амортизаторами.
Источник: «За рулем»
На ранних ГАЗ-М20 стояла трехступенчатая коробка передач без синхронизаторов от ГАЗ‐11−73 — шестицилиндровой версии ГАЗ-М1. Трехступенчатая коробка с синхронизаторами на второй и третьей передачах появилась в 1952 году. Такие же — трехступенчатые коробки с синхронизаторами на высших передачах были на «Опеле» и «Татре». Коробка передач на «Мерседесе» 170V — четырехступенчатая, полностью синхронизированная.
Источник: «За рулем»

Наша «Победа»

Конструктивно и стилистически ГАЗ-М20 «Победа» стала не только рывком в отечественном автомобилестроении. Автомобиль вполне достойно выглядел и на фоне европейских моделей, которыми начали послевоенное производство.

Классическая конструкция с независимой передней и зависимой задней подвесками лучше всего подходила для нашей страны и по технологии производства, и с точки зрения эксплуатации. Со слабой динамикой, обусловленной самой низкой среди аналогов мощностью двигателя при высокой массе, потребители в СССР мирились.

В начале 1950‐х годов модель ГАЗ-М20 получила коробку передач с синхронизаторами и двигатель, форсированный до 52 л. с. Но к тому времени и европейские компании начали выпуск сильно модернизированных и новых моделей.

Сергей Канунников