НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

До сотни примерно за полдня: что такое ВАЗ-2104 на дизеле

15 февраля 2024 12:50
Дню рождения первой дизельной легковушки посвящается

Эксперименты с дизельными моторами на легковых автомобилях в СССР начались, когда дизель уже уверенно шагал по всей планете. Конечно, экспортеры советских машин еще с 50-х годов прошлого века инсталлировали по капоты «москвичей», «волг», а позже и «лад» иномарочные дизельные моторы. Как правило, это агрегаты Peugeot, Rover или Perkins.

При этом, скажем, на ВАЗе разработку легкового дизеля начали только в 80-х. Сразу неудачно. Агрегат на базе блока ВАЗ-2103 при рабочем объеме 1,4 литра выдавал скромные 55 л.с. Но букет детских болезней заставил поставить на нем крест.

Второй заход случился уже во второй половине 90-х. Дизельное топливо тогда стоило заметно дешевле бензина, так что вариант семейного универсала с двигателем на солярке казался разумным вариантом. Весь мировой опыт доказывал это.

Так появился проект дизельного мотора ВАЗ-341. Олдскульный вихрекамерный дизель рабочим объемом 1,45 литра, системой впрыска Bosch и мощностью все в те же 50 с копейками лошадок.

Источник: Lada

На ВАЗе этот мотор видели базовым в семействе. Позже должны были появиться варианты с увеличенным объемом (до 1,8 л) и даже турбонаддувом. Но до серийного производства добралась только база.

Источник: Lada

Выпуск 1,5-литрового атмосферного дизеля организовали на заводе Барнаултрансмаш. В Тольятти рассчитывали, что барнаульский мотор можно будет продавать на АЗЛК и ГАЗ для установки под капоты 41-го «Москвича» и целого выводка «волжанок». Не срослось. Все ограничилось сравнительно небольшой партией «четверок» и «Нивами».

В начале нулевых одна из ВАЗ-2104 с дизелем попала на ресурсные испытания в редакцию «За рулем».

Источник: Lada

Даже не избалованные еще иномарками журналисты были не в восторге от ВАЗ-21045Д — именно так звучит полное имя машины. Динамика — чахоточная. Максимальная скорость всего 125 км/ч — это в XXI веке! Разгон до сотни занимал полдня. На самом деле 27 секунд, но от этого не легче. На обгоны за рулем «сорокопятки» лучше было не выходить.

Уровень шума в салоне был сравним с главным цехом тракторного завода. Плюс зимой печка грела всего лишь на оценку «чуть тепленько».

Источник: Lada

Да, топливная экономичность. Всего 6,7 литра по городу. Зато стоил дизельный 21045Д на четверть дороже бензиновой версии, что смысла в покупке не было. К тому же в процессе эксплуатации выяснилось — пробег без серьезного ремонта мотора ограничен 40−50 тысячами км. Детские болезни поршневой вазовского дизеля давали о себе знать.

В с проектом сделали то, чего он больше всего и заслуживал, — прикрыли.