С открытием трассы М-11 время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга (или наоборот) значительно сократилось — особенно, если ехать летом, когда на большей части магистрали действует ограничение скорости 130 км/ч. Но только не в случае с электромобилями! В памяти до сих пор свежи впечатления 2019 года, когда на кроссовере Jaguar I-Pace мы ехали больше 12 часов.
А как обстоят дела с зарядными станциями сейчас? И что, если вместо «электрички», где нет подстраховки в виде двигателя внутреннего сгорания, выбрать гибридный кроссовер? Например, AITO M7, в характеристиках которого указан впечатляющий запас хода 1100 км! В преддверии новогодних каникул, на которые многие ездят в Санкт-Петербург, мы решили проверить, насколько комфортно будет туда добираться в машине с розеткой на борту.
Перед стартом
Подробный тест-драйв кроссовера AITO M7 (эта марка — автомобильное подразделение телекоммуникационного гиганта Huawei) мы опубликуем отдельно. Все, что нужно знать применительно к проверке заявленных характеристик — это два электродвигателя суммарной мощностью 449 л.с., батарея CATL на 40 киловатт-часов и полуторалитровый турбомотор, который, в основном, должен ее подзаряжать. На бумаге все выглядит и впрямь неплохо и кажется, что AITO M7 — прирожденный покоритель магистралей. А как на самом деле?
Первый неприятный сюрприз — это зима. По логике даже от бесплатной городской зарядной станции переменного тока мощностью 22 кВт аккумулятор на 40 кВт∙ч должен заряжаться за пару часов. Но, пока батарея холодная (на улице было около минус 10 градусов), она очень неохотно принимает заряд.
Поэтому даже стандартной пятичасовой сессии (после этого нужно отключать электромобиль и начинать все заново в приложении «Транспорт») хватило лишь до пополнения заряда до 87%. К слову, рост популярности «электричек» за последний год привел к тому, что в вечернее время все шесть ближайших зарядных станций в микрорайоне оказались заняты! А заранее забронировать розетку можно лишь за 15 минут до прибытия.
Второй сюрприз — запас хода в характеристиках указан по чересчур оптимистичному циклу WLTC. Перед выездом бортовой компьютер «рисовал» 941 км, а расчетные цифры показали, что полного бака и 87% заряда хватит на 673 км. Разница почти в полтора раза! И аккумулятор у AITO M7 «тает» буквально на глазах — немало энергии уходит на прогрев огромного семиместного салона, к моменту выезда на трассу М-11 в батарее осталось уже 72%.
Кстати, сразу две зарядных станции есть в нескольких километрах от МКАД, причем с разъемами для быстрой зарядки мощностью 60 кВт (CHAeMO и CCS Combo 2), но у AITO этих коннекторов нет, а стоять минимум 2 часа на трассе не имеет никакого смысла. Такие же розетки компании «Россети» есть и ближе к Твери. И, к сожалению, совместить процесс восполнения запаса хода с приемом пищи там не получится — расположены они на обычных стоянках для отдыха.
Буквально вчера открыли первый участок скоростного обхода Твери, но он пока больше предназначен для транспортных потоков в сторону Ярославля, а вот на «старой» дороге зарядных станций — раз, два и обчелся. Рассчитывать можно разве что на заправку Teboil, где также есть мощные розетки постоянного тока, а цена киловатт-часа ниже, чем в «Россетях» — 15 рублей вместо 19. Нетрудно подсчитать, что даже небольшая батарея AITO облегчит кошелек на 600−760 рублей. Многовато за сотню километров, на которые ее хватает при скорости движения 110 км/ч.
Что будет, если у гибрида сядет батарея?
К сожалению, у AITO M7 нельзя выбрать минимальный уровень заряда, при котором включается бензиновый мотор для его восполнения. Есть только три сценария: автоматический, приоритет движения на ДВС и приоритет на электротяге. А уровень потребления энергии остается приемлемым только на скоростях до 110 км/ч, после чего резко возрастает — крупному кроссоверу тяжело рассекать воздух, несмотря на все аэродинамические ухищрения вроде оптимизированной формы кузова, специального дизайна колесных дисков и выдвижных дверных ручек. Разница с расходом электричества на 150 км/ч — двукратная!
В результате ДВС включается только тогда, когда уровень заряда падает ниже 20%. Но надо отдать должное — AITO M7 сохраняет нормальную динамику вплоть до 10% остатка! И лишь при 5% батарея капитулирует, а большой кроссовер превращается в «Весту» с мотором 1.6, у которой максимальная скорость зависит от рельефа местности — мощность силовой установки падает радикальным образом, чтобы как можно быстрее подзарядиться от ДВС.
Так, с «пляшущим» около 20% уровнем заряда батареи я и добрался до Санкт-Петербурга, поэтому средний расход электричества составил всего 6 кВт∙ч/100 км, а вот бензина AITO M7 расходовал 9,7 л/100 км. Время в пути — 7 часов 16 минут на 670 км от МКАД до последней по пути заправки, куда я докатился с минимальным уровнем топлива.
Поэтому добраться на одном баке и с заряженной на ¾ батареей до Северной столицы вполне реально, но всю дорогу придется ехать со скоростью 110 км/ч, что, конечно, довольно странно за рулем мощного и комфортабельного кроссовера. Впрочем, круиз-контроль в AITO M7 работает только до 130 км/ч, так что большого выигрыша с учетом лишней дозаправки все равно не получится — не давить же самому на педаль все те «безостановочные» 480 км от Твери до Санкт-Петербурга.
А если по бесплатной трассе?
Логично, что при такой средней скорости возникает вопрос, зачем переплачивать около 4 тысяч рублей за платную магистраль. Поэтому в обратную сторону я поехал по трассе М-10, чтобы посмотреть, как обстоят дела с зарядками. А они там тоже есть. Еще на выезде из Санкт-Петербурга — розетки «Россети» (в том числе, на 50 кВт), а чуть дальше по Московскому шоссе на АЗС «Лукойла» — терминал Sitronics со… 150-киловаттными разъемами (причем расценки вполне гуманные — 20 рублей за кВт∙ч)!
Заряжаться лучше в Ленинградской области, потому что в Новгородской губернии с зарядками совсем плохо (если не заезжать в сам Новгород). Ближайшая — как раз в Валдае, на той электростанции, где мы подпитывали Jaguar I-Pace. Дальше — «быстрая» зарядка Sitronics в Вышнем Волочке и розетки в Твери.
Транспорта на М-10 с открытием «платки» стало значительно меньше, тормозят движение только двухполосные участки в Новгородской области, где скапливаются колонны грузовиков. Но для электромобилей и гибридов это даже к лучшему! Ведь чем ниже скорость, тем ниже расход энергии, а рекуперация при торможениях позволяет возвращать немного электричества назад в батарею.
Поэтому даже в «реальном» цикле с батареей, заряженной на треть, AITO M7 показывал запас хода 739 километров — и действительно, до Москвы я добрался с гораздо большим остатком топлива. А времени потратил 8 часов и 30 минут — то есть, не настолько и велика оказалась разница. Конечно, можно и на Aito «топить» по платной трассе, но тогда расход бензина будет запредельным, под 12 литров на сотню, и пропадет логика эксплуатации гибридной машины.
Одно можно сказать точно — за 4 года и на платной магистрали М-11, и на бесплатной М-10 появилось достаточное количество зарядных станций, чтобы комфортно путешествовать на гибридах и электромобилях. На М-11 они установлены каждые 100−200 километров, и ни одна не была занята во время поездки. Как быстро они появятся на недавно открытой дороге М-12 от Москвы до Казани?