Ни для кого не секрет, что создание нового автомобиля — дело весьма хлопотное. Многие автопроизводители намеренно затягивают вывод новых моделей на рынок, однако в последние годы все чаще случались непредвиденные задержки. Началось все в 2020 году, когда многие заводы были вынуждены приостановить работу из-за дефицита комплектующих: поставки важных компонентов из Китая тогда пришлось поставить на паузу, за одними проблемами последовали другие. Эта цепная реакция привела к тому, что многие модели, которые должны были выйти в разгар пандемии, дебютировали значительно позже.
Специалисты PwC Consulting посчитали, сколько таких обещанных дебютов сорвалось за последние три года по тем или иным причинам. К примеру, в 2023 году 34% новых автомобилей столкнулись с задержками производства, еще 21% пострадал от задержек «из-за других факторов» — получается, в совокупности они затронули более половины новых автомобилей, которые должны были выйти в этом году.
В PwC рассчитали сроки задержек производства (к числу ключевых факторов относят нехватку рабочей силы, несоответствие стандартам качества и проблемы с цепочками поставок комплектующих) посредством сравнения фактической даты начала производства с запланированной ранее.
Согласно анализу PwC, в среднем такие задержки могут стоить автопроизводителю около 200 миллионов долларов ежегодно. В доковидном 2018 году только 5% новинок столкнулись с задержками производства, а еще 18% пострадали от других факторов. В 2017 году эти цифры и вовсе составляли 0% и 13% соответственно.
Несмотря на рост числа внеплановых задержек в период пандемии, в 2023 году автопроизводители успешно поставили на конвейер 45% своих новинок — между прочим, это максимальный показатель с 2019 года, когда только половина новых автомобилей дебютировала вовремя. В 2022 году этот показатель упал до 30%. Для сравнения, в 2018 году автопроизводители выпустили 77% своих новинок из общего числа запланированных и 87% — в 2017-м.
Аналитики называют главных виновников непредвиденных задержек, которые стоят автопроизводителям многомиллионных убытков, — чаще всего ими становятся электромобили. Также многие проблемы, которые не всегда удается решить в срок, связаны с программным обеспечением и работой сложных водительских электронных ассистентов.
Несмотря на позитивную динамику, которая наметилась после пандемии, в будущем вернуться к прежней пунктуальности в своей работе у автопроизводителей едва ли получится. В PwC это связывают с двукратным увеличением доли электромобилей в производственных гаммах к 2026 году. По предварительной оценке, через пару лет автопроизводителям придется перенести от 20% до 40% дебютов новых серийных моделей.