Россияне более склонны к приобретению подержанных европейских иномарок, чем новых автомобилей из Китая. Не отпугивает их и рост цен на автомобили с пробегом. Что происходит на рынке и стоит ли ожидать снижения цен — в материале aif.ru.
Случилось подорожание
По данным агентства «Автостат», средняя цена подержанного легкового автомобиля в ноябре 2023 года составила 1 млн 583 тысяч рублей. Эксперты агентства отмечают, что по отношению к октябрю этот показатель вырос на 4% или 65 тысяч рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 26% (+325 тысяч рублей в среднем).
Подорожание подержанных автомобилей — это закономерная и логичная тенденция в сложившихся обстоятельствах, считает доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. «Сказывается недостаток предложения новых автомобилей — из-за этого клиенты переключаются на покупки поддержанных.
Также средний чек за автомобиль вырос, поскольку с рынка вымываются наиболее дешёвые предложения, поэтому средняя цена автомобиля на вторичном рынке растёт. На подорожании автомобилей также сказывается уровень реальных доходов населения, накладывающийся на небольшой выбор на автомобильном рынке», — объясняет причины эксперты.
В целом, с начала года подержанные машины подорожали примерно на 25%, анализирует экономист Николай Кульбака. «То есть каждый месяц они дорожали в среднем на 1,8%. При этом в октябре цены на них наоборот снижались, хоть и немного», — делает выводы эксперт.
Всё зависит от бренда
В зависимости от различных критериев (марка, модель, год выпуска и другие) стоимость подержанных автомобилей увеличивается в разных диапазонах. Например, согласно мониторингу рынка агентства «Автостат», трехлетний Kia Rio за прошедший год стал дороже на 46%, а пятилетний внедорожник LADA 4×4 — на 18%. В то же время семилетний кроссовер Nissan Qashqai прибавил в стоимости 28%.
Скорее всего, сильнее будут дорожать иномарки, которые уже не продаются в России, уверен экономист Николай Кульбака. "При этом, возможно, спрос будет падать на те марки, по которым труднее найти запчасти. Точнее говоря, цена на них будет сильно падать с возрастом, поскольку ремонтировать тогда их придется чаще. Такие машины уже есть, например, поступают жалобы на нехватку деталей для Renault.
Китайская альтернатива
Пока растут цены на подержанные автомобили, на авторынок России активно приходят китайские игроки, заявляя всё новые и новые бренды. Для успешного проникновения китайских автомобилей на российский рынок есть все предпосылки, полагает экономист Николай Кульбака. «Вероятнее всего, рынок подержанных автомобилей скоро наводнится китайскими марками, но какими будут цены на них, зависит от того, как они покажут себя в эксплуатации и насколько быстро будут поступать запчасти для них. Пока это еще не очень понятно», — объясняет эксперт.
Компании, которые официально завозят на территорию России китайские автомобили, имеют ряд привилегий, объясняет автоэксперт и автоблогер Сергей Логинов. «Речь идет именно об официальном завозе, а не о параллельном импорте. Эти компании освобождены от уплаты утильсбора. Это другая история, и цены на эти автомобили другие. Поэтому китайские автомобили через официальных дилеров будут дешевле, чем те же автомобили от физических лиц по параллельному импорту», — объясняет автоэксперт.
В ожидании чуда
Тенденция к росту цен на подержанные автомобили будет утихать, поскольку рубль укрепляется к предыдущим мировым валютам, прогнозирует доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. «Также скажется повышение ключевой ставки Центрального Банка, которая уже привела к повышению процентных ставок на автокредиты.
Я думаю, что в 2024 году под воздействием рыночных механизмов на российский рынок начнут возвращаться некоторые иностранные производители. Этому будут способствовать более выгодные условия работы на российском автомобильном рынке, учитывая невозможность увеличения продаж на рынках многих других стран», — предполагает экономист Чирков.
Однако на глобальное снижение цен рассчитывать не приходится, уверен экономист Кульбака. «В целом, снижения цен я бы не ждал, разве что в краткосрочном периоде, в какой-то месяц цены могут упасть, но потом снова вырастут. В любом случае, пока курс рубля продолжит снижение, а инфляция будет оставаться высокой, снижения цен на подержанные автомобили ждать не приходится», — объясняет эксперт.
Виктория Кутузова