Немного про название
У первого ГАЗ-21 за все время выпуска было 32 модификации. Они незначительно отличались мощностью двигателя, типом коробки передач, отделкой и даже расположением руля. Для их обозначения использовались 19 различных заглавных букв алфавита. При этом среди них никогда не было шипящих. А еще под запретом была буква О. Дело в том, что в то время на многих пишущих машинках этот знак легко можно было спутать с нулем. Никогда не применялись также Ч, Х, З и Ы.
Когда на «Волге» впервые появился олень?
Впервые маскот с оленем появился на ГАЗ-21 еще на этапе создания гипсовой модели. Кстати, первые гипс, а не дерево на Горьковском автозаводе начал применять англичанин Джон Вильямс, которого в действительности звали Томас Ботинг. Когда-то в юности он создавал макеты на авиационном заводе. И вот его знания и умения пригодились и в Советском Союзе. На ГАЗе он успел создать несколько действительно революционных прототипов. Ни один из них правда так и не пошел в серию.
Почему автомобили ГАЗ украшал именно олень?
Еще с XVI века символом Нижнего Новгорода был олень. Его и решили использовать как символ автомобилей, выпускаемых в этом городе.
Первый автомобиль, на котором появилась эмблема с этим животным, — ЗИМ ГАЗ-12. Изначально планировалось, что на машине появится отлитая фигурка с оленем. Лев Еремеев представил ее еще в 1948 году. Существует легенда, что разрабатывать фигурку ему помогала Вера Мухина. В итоге правда от этой идеи отказались в пользу маскота-флага с двухмерным изображением «летящего оленя».
Радиаторную решетку первых ГАЗ-21 украшала пятиконечная звезда. От нее в итоге тоже отказались, чтобы автомобиль было проще экспортировать в другие страны.
Почему автомобиль назвали не ГАЗ-М-21, а просто ГАЗ-21?
В 1957 году на заводе произошел ряд увольнений. Тогда же Государственный автомобильный завод имени Молотова (это название существовало с 1932 года) переименовали в Горьковский автомобильный завод. Отсюда и изменение названий моделей и исчезновение буквы М.
Почему пропали двухцветные «Волги»?
На заводе придумали четыре схемы разделения поверхностей ГАЗ-21 по цветам. Оттенков было огромное множество. К 1965 году двухцветные «Волги» практически перестали выпускать из-за высокой цены этой опции. Доплата составляла 270 рублей, что в те времена было довольно большой суммой.
Какую «Волгу» получил в подарок Юрий Гагарин?
Правительство подарило Юрию Гагарину ГАЗ-21 с мотором мощностью 70 л.с. Именно на этом автомобиле он ездил вплоть до своей гибели в 1968 году. Машину выпустили на Горьковском автозаводе в 1960 году — почти за год до полета в космос.
Этот ГАЗ-21 был собран и окрашен не так, как все прочие. Салон получил небесно-голубую окраску, а кузов был черным. Таких «Волг» в СССР больше не было. После смерти Гагарина машина была установлена под стеклянным куполом во дворе его матери — на том самом месте, где космонавт всегда ее парковал.