Экспансия на рынке с 16% сразу до 25% – очень хорошая динамика, иностранцев можно поздравить.
Конечно, в провинции, где с сервисными сетями иностранных производителей пока туго, даже достаточно обеспеченные люди вынуждены покупать продукцию российского автопрома. Но в столице и крупных городах все больше людей пересаживаются на иномарки. Торговцы автомобилями говорят, что в Москве продажи новых иномарок уже превысили число реализованных «Лад» и «Жигулей». «Не стал бы категорично утверждать, что отечественных машин продается меньше, чем импортных, – говорит директор одного из салонов сети «Автомир» Алексей Школин. – Скорее это соотношение ближе к единице, то есть те и другие реализуем в одинаковых объемах.
Но иномарок среднего класса просто не хватает. Мы бы могли продавать и больше, но их просто не успевают привозить».
Производство легковых автомобилей на предприятиях российского автопрома в I полугодии 2004 года в сравнении в I полугодием 2003 года
Те, кто не готов ждать очереди на самые «бюджетные» модели Kia или Hyundai, вынуждены покупать «десятку». А если положение с поставками исправится и квоты на Россию будут увеличены?..
Прогнозы для российских производителей самые неутешительные. Делать значительно больше автомобилей они просто не в состоянии, особенно завод в Тольятти. У ГАЗа есть резервы, но «Волга» – машина на любителя. В среднем ценовом диапазоне класса «С» ($10–15 тыс.), а именно там идет основная борьба за покупателя, единственный отечественный игрок – это «десятка», которых за полгода произведено 114 315 штук. Любопытная цифра для сравнения, если просуммировать продажи таких автомобилей, как Daewoo Nexia, Hyundai Accent, Ford Focus, Nissan Almera, Opel Astra, Toyota Corolla, KIA Ria, Mitsubishi Lancer и Renault Symbol. Всего их наберется 50 тыс. – соотношение два к одному «в пользу» «жигулей». То есть
каждая третья новая машина среднего класса на российских дорогах – иномарка.
Бесспорно, почти все автомобили-иностранцы дороже «Жигулей», но по большинству из них разница не является столь уж колоссальной. Для человека, который готов отдать $8–10 тыс. за ВАЗ-2110, найти еще три-четыре тысячи – не великая проблема. И находят, скажем, берут кредит. Ведь, как отметил Алексей Школин, стоимость «десятки» со всем «джентльменским набором» – электрическими стеклоподъемниками, музыкой, антикором, сигнализацией и иммобилайзером – практически не отличается от цены недорогой импортной машины. Правда, в иномарке больше половины от перечисленного присутствует априори.
Способны ли иностранцы занять треть российского рынка? Для этого за год им необходимо продавать порядка 450 тыс. автомобилей. Многие эксперты утверждают, что смогут – для этого иностранцам нужно только увеличить квоты для России. Что, скорее всего, и будет сделано. Причем большинство аналитиков считает, что это произойдет уже в будущем году. По мнению специалистов аналитического департамента ИК «Тройка Диалог» в 2004-2010 годах число проданных автомобилей в нашей стране будет расти и к концу этого периода достигнет 3 млн штук в год. Понятно, что мощности нашего автопрома способны покрыть всего около трети спроса. Получается, что через несколько лет тот же АвтоВАЗ скатится до уровня «миноритарного» игрока рынка – за ним будет 15–20 % продаж. А ведь еще год назад Владимир Каданников говорил, что всякие там иностранцы ему не конкуренты.