НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Красивый, родной и медленный — история гоночного МАЗ-1500

13 сентября 2024 08:00
Зачем в Минске создали свою собственную «Серебряную стрелу»

Автомобили МАЗ это по определению, что-то большое, грузовое и скорее всего дизельное. С самого первого дня истории Минский автозавод специализировался на большегрузах. Исключения из правил? Да, но только одно.

Имя ему МАЗ-1500 и это не просто легковой, это гоночный автомобиль.

Сложно сказать, почему в 1957 году в конструкторском бюро Минского автозавода вдруг задумались о собственной гоночной машине. В любом случае, гонок грузовиков в то время в СССР не было, поэтому решили построить машину для участия в чемпионате по кольцу.

Руководитель проекта, инженер и гонщик в одном лице Владимир Майборода справедливо считал, что раз уж опыта в создании подобной техники у сотрудников МАЗа нет, то не грех подглядеть кое-что у знающих в этом толк иностранцев.

В качестве объекта для подражания Майборода выбрал… Mercedes-Benz 300 SLR (W196) — один из самых прогрессивных гоночных автомобилей 50-х.

Источник: Mercedes-Benz

Вглядитесь, в линиях МАЗ-1500 считываются аллюзии на «Серебряную стрелу». Правда в отличии от немецкой машины, кузов которой был выполнен из так называемого сплава «Электрон», кузовные панели гоночного МАЗа это стеклоткань, пропитанная клеем БФ. Примитивно? Зато дешево, надежно и практично.

Впрочем, не одним дизайном, как говорится. Шасси минской машины, как впрочем и немецкой, это чистокровно гоночная схема — пространственная рама, сваренная из тонких трубочек сечением 18−25 мм. Весила она всего 60 кг, а снаряженная масса гоночного МАЗа — 730 кг. Куда легче того же 300 SLR!

Другое дело, что и мощность советской пушки-гонки была несравнима с немецким прототипом. Обычный москвичевский мотор МЗМА-407 рабочим объемом 1,3 л в стоковом виде выдавал всего 45 л.с.

Команда Майбороды дополнила конструкцию четырьмя мотоциклетными карбюраторами Ленинградского карбюраторно-арматурного завода (ЛенКарЗ). Доработали впускной и выпускной коллекторы, повысили степень сжатия. Результатом стали аж 60 л.с… Хотя при скромной массе МАЗ-1500 все-таки мог развить максималку в 165 км/ч. Для того времени не совсем безнадежный результат.

Интерес зато вызывали утапливаемые вниз двери (привет, BMW Z1), а также нижнее расположение радиатора — чтобы сделать капот максимально приземистым. Сам же мотор мазовцы сместили в границы колесной базы для лучшей развесовки.

Можно сколь угодно долго иронизировать над низкой мощностью и примитивными технологиями советских инженеров, но конструктивно они подходили к проекту создания гоночного автомобиля очень грамотно, соблюдая все каноны.

Проект занял больше времени, чем планировалось. На старт МАЗ-1500 вышел только в 1961-м. Если бы награды в автоспорте вручались за красоту и эстетику, то Минская машина точно стала бы чемпионом. С точки зрения дизайна копия 300 SLR затмевала все остальные советские машины. Увы, скорости ей явно не хватало.

В первом же старте на трассе Неманское кольцо Майборода, сам севший за руль своего детища, пришел к финишу пятым из… пяти финишировавших.

Вскоре в чемпионате СССР сменился техрегламент и класс гоночных автомобилей с моторами «Москвич» убрали из календаря.

На этом история МАЗ-1500 и закончилась.