НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Кто и когда придумал кузов хэтчбек

23 октября 2024 15:16
За ответом отправляемся во Францию

Этот тип кузова знают все. Легковой автомобиль без выделенного в отдельный объем багажника и числом дверей больше двух принято называть универсалом или хэтчбеком. Универсал обычно отличается увеличенным объемом багажника и, как правило, вертикально расположенной задней дверью. А вот у хэтчбека задняя дверь скошенная.

ВАЗ-2108 «Спутник»
Источник: Lada

Первым серийным советским хэтчбеком считается ВАЗ-2108 «Спутник», впоследствии более известный под экспортным именем Samara. Хотя еще на 10 лет раньше Иж-2125 «Комби» вполне мог претендовать на лавры пионера отечественного хэтчбекостроения. Правда, некоторые называют «Комби» лифтбеком. По сути разница между этими кузовами только в форме задней двери.

Иж-2125 «Комби»
Источник: Иж

Но когда вообще появился хэтчбек? Есть мнение, что первыми хэтчем стал Renault 16. Эта компактная модель появилась в середине 60-х и сразу произвела сенсацию на рынке. Во-первых, из-за диковинного в этом классе переднего привода, а во-вторых благодаря необычному кузову, который сочетал преимущества седана и универсала.

Источник: Renault

Вслед за Renault 16 мода на хэтчбеки захватила сначала Европу, а затем и весь мир.

Не станем умалять достоинства 16-й модели — на ней, к слову, поездил даже Владимир Высоцкий, — но все же машины с таким кузовом встречались и раньше. Даже в 30-х годах XX века, например.

В линейке знаменитого «Траксьон Аван» — революционной модели Citroen c передним приводом и несущим кузовом была версия Commerciale. Ее, конечно, никто не называл хэтчбеком — такого слова в ту пору попросту не было. Но по сути именно «Коммерсиаль» первый хэтчбек в истории.

У него покатая  двухстворчатая дверь вместо крышки багажника. Причем на более поздних версиях модели две створки заменили одной подъемной дверью.

Citroën Traction Avant 11CV Commerciale
Источник: Citroën

Несмотря на безусловную практичность, Citroen 11CV Commerciale так и не стал по-настоящему массовым. Не выстраивались очереди и за первым американским хэтчбеком. Этой моделью принято считать Frazer Vagabond 1951 года.

У него, как и положено хэтчбеку, ниспадающая линия крыши плюс двухстворчатая задняя дверь с окошком. Самое любопытно, что в каталогах тип кузова этого практичного и стильного автомобиля указывали очень необычно. Совсем не хэтчбек, а Utility sedan — «практичный седан».