В эти выходные исполняется 100 лет с тех пор, как в Ле-Мане на северо-западе Франции состоялась первая 24-часовая гонка. За это время это спортивное мероприятие стало самой известной гонкой на выносливость в мире.
За столетие на автодроме-де ла Сарт состоялось 90 гонок (91-я стартует 10 июля 2023 года). В истории соревнования было всего два перерыва: из-за забастовки рабочих в 1936 году и Второй мировой войны.
Каждый старт знаменитой гонки был по-своему захватывающим, но, несомненно, самая дикая и увлекательная борьба состоялась летом 1965 года. Ее история включает в себя неудачную попытку саботажа, водителя-призрака, автомобиль с реактивным двигателем и эпическую победу аутсайдера.
Гонка на выносливость: предыстория
Соревнования 1965 года стали 33-м этапом культовой гонки на выносливость. Организованная Автомобильным клубом-де л’Уэст гонка проходила 19 и 20 июня. После дождливой недели, которая привела к отмене тренировки впервые в истории соревнований, гоночный уик-энд начался с теплой солнечной погоды. А потому на трибунах собралась огромная толпа зрителей.
На стартовую сетку вышел 51 участник, 42 из которых представляли различные заводские команды, что свидетельствовало о возвращении интереса со стороны крупнейших мировых производителей. До этого же в соревновании в основном участвовали частные команды.
Противостояние Ford и Ferrari
Благодаря голливудскому блокбастеру «Форд против Феррари» многие знают, что американский производитель был одержим идеей покончить с доминированием «Феррари» в Ле-Мане, где итальянцы выиграли предыдущие пять гонок.
С этой целью Ford запустил программу GT40 в 1964 году и выставила три машины на гонке в Ле-Мане, но ни одной из них не удалось финишировать. В 1965 году Ford вернулся с шестью GT40, три из которых (два GT40 и один GT40 Spyder) были оснащены новым 7,0-литровым V8. Кроме того, пять купе Daytona с двигателем Ford пополнили стан американского автопроизводителя.
Ferrari, фаворит гонки, выставила два совершенно новых прототипа 330 P2 Spyder наряду с небольшой армией различных моделей, включая 365 P2 Spyder, 275 P2, 275 GTB, Dino 166 P и пять 250 LM.
Битва между гоночными автомобилями Ford и Ferrari в рамках 24-часовой гонки 1965 года была невероятно захватывающей и непредсказуемой. Такого просто никто не мог себе представить.
Ford снова разочаровывает
После первых двух часов гонки Ford, казалось, шел к уверенной победе. GT40X Кена Майлза уверенно лидировал, опережая Ferrari P2 Скарфиотти, Боннье и Паркса. Однако дела американского производителя быстро пошли под откос.
Кошмар начался с Ford GT40 Spyder, вынужденного сойти с дистанции из-за поломки коробки передач примерно через 2 часа на трассе. Менее чем через час GT40X Фила Хилла был вынужден провести около 40 минут в боксах из-за неполадок со сцеплением. Еще час спустя лидирующий GT40X, на котором выступали Кен Майлз и Брюс Макларен, заехал в боксы из-за проблем с коробкой передач и больше не вернулся.
Прошло семь часов, и все шесть GT40 выбыли из гонки. Купе Daytona оставались единственными автомобилями с двигателем Ford, оставшимися на трассе, но они не шли ни в какое сравнение с Ferrari. Что еще хуже, четыре из этих пяти Daytona в итоге сошли с дистанции, оставив только машину Джека Сирса/Дика Томпсона закончить гонку на 11-й позиции.
Ferrari выиграла и проиграла одновременно
В лагере Ferrari дела обстояли немного лучше, особенно после того, как все GT40 выбыли из гонки. Только трем из двенадцати автомобилей Ferrari пришлось сойти с дистанции в течение первых 12 часов. Тем не менее, остальные потеряли много времени в боксах, в первую очередь из-за треснувших тормозных дисков, что привело к проблемам с подвеской.
Несмотря на это, более медленные 250 LM оказались на удивление надежными. На полпути две из них оказались на первой и второй позициях, за ними следовали только 275 GTB.
Медленно, но верно Ferrari теряла все свои ультрасовременные прототипы P2 и два 250 LM, но три оставшихся LM и 275 GTB выстояли. Они принесли итальянскому автопроизводителю самый невероятный результат — все три призовых места на подиуме. Эта победа оказалась последним триумфом Ferrari в Ле-Мане.
Победа аутсайдера эпических масштабов
В конце гонки только 14 из 51 машин пересекли финишную черту. Победителем стал автомобиль 250 LM, которым управляли Мастен Грегори и Йохен Риндт из команды NART. Причем для них это была первая за семь лет гонка на выносливость.
Еще более удивительно, что вторым автомобилем, финишировавшим в гонке, стал Ferrari 250 LM не заводского команды, за рулем которого был французский пилот Пьер Дюме, который управлял им вместе с бельгийцем Гюставом «Тафом» Госселином.
Третье место занял автомобиль 275 GTB под управлением Вилли Майресса и Жана «Берлиса» Блантона из бельгийской команды Ecurie Francorchamps.
Ford против Ferrari и Dunlop против Goodyear
Автомобиль команды NART завершил гонку победителем, несмотря на несогласие Энцо Феррари. История гласит, что на последних этапах гонки, когда французская команда на 250 LM лидировала, а машина NART буквально летела по трассе, полная решимости сократить отставание на два круга, представитель Dunlop был отправлен в паддок NART.
Он сказал боссу команды (и бывшему трехкратному победителю Ле-Мана) Луиджи Чинетти проинструктировать своих пилотов сбавить скорость или они столкнутся с серьезными последствиями. У Ferrari был контракт с британской шинной компанией, которая поставляла шины для автомобиля Дюме, в то время как NART работал с Goodyear.
В конце концов Чинетти проигнорировал просьбу Энцо и велел своим гонщикам ехать еще быстрее. Затем у французского автомобиля лопнула шина на прямой и повредила заднюю часть кузова. Хотя гонщику удалось вернуть машину в боксы, механики потеряли много времени на ремонт поврежденных панелей, и к тому времени, когда машина вернулась в гонку, она отставала от 250 LM команды NART на пять кругов.
Легенда о гонщике-призраке
Еще одна интересная и загадочная история о гонке 1965 года связана с так называемым гонщиком-призраком, который некоторое время управлял автомобилем-победителем команды NART.
Легенда гласит, что в какой-то момент ночью Мастен Грегори заехал в боксы после окончания своего заезда, но второго пилота, Жана Блатона, нигде не было видно. Тогда Эд Хьюгус, гонщик команды NART, взял шлем Блантона, запрыгнул в машину, и управлял ею добрых несколько часов под покровом ночи.
Хотя эта история была опровергнута несколькими историками, журналистами и даже сыном Чинетти, сам Эд Хьюгус никогда не опровергал и не подтверждал эти слухи.
Автомобиль с реактивным двигателем
В 1963 году компания Rover, которая ранее построила первый в мире функциональный автомобиль с газотурбинным двигателем, в партнерстве с командой Формулы-1 British Racing Motors разработала гоночный автомобиль для Ле-Мана, оснащенный аналогичным двигателем.
Прототип, получивший название Rover-BRM, дебютировал в неофициальном экспериментальном заезде в гонке 1963 года. Ему удалось финишировать, получив 250 000 франков, которые ACO пообещала выплатить любой команде, которая сможет проехать минимум 3600 км за 24 часа на автомобиле с газотурбинным двигателем.
Rover-BRM вернулся в 1964 году в качестве официального участника, но, несмотря на ряд улучшений, он не смог финишировать в гонке.
В 1965 году автомобиль с реактивным двигателем вернулся во Францию для последнего испытания. Управляемый легендарным Грэмом Хиллом и будущим чемпионом Формулы-1 Джеки Стюартом, он отлично стартовал, опередив «Форды» и «Феррари» в первой десятке.
К сожалению, проблемы с перегревом заставили инженеров снизить мощность двигателя, поэтому пилоты не смогли использовать весь потенциал новой силовой установки более половины гонки. Несмотря на это, Rover-BRM финишировал 10-м, проехав 284 круга.
Пятьдесят восемь лет спустя гонка 1965 года остается самым безумным и захватывающим этапом «24 часов Ле-Мана».