При посещении шиномонтажа мастера часто спрашивают, а нужно ли балансировать колеса. Автовладельцы в подавляющем большинстве случае отвечают «Да», потому как эта процедура общепринята и не требует слишком больших затрат. Но как быть, если давно не приходилось заезжать в мастерскую, а во время сезонной смены резины колеса устанавливаются в сборе с уже навешенными балансирами. Стоит ли специально приезжать к мастерам с просьбой снять все четыре колеса и их обкатать на стенде?
Как влияет пробег на балансировку?
Производители автомобильных шин рекомендуют производить балансировку колес через каждые 10−15 тысяч километров пробега. За это время часть старых балансирных грузиков может отвалиться, что неминуемо приводит к появлению паразитных вибраций.
За столь большой пробег колесо деформируется, диск часто получает вмятины на ободе, незаметные глазу, что тоже вызывает смещение центра масс.
Кроме того, при активной езде с частыми разгонами и торможениями шины изнашиваются неравномерно, что тоже сказывается на их балансе.
Поэтому лучше всего по истечению указанного пробега приезжать в шиномонтаж и просить мастеров привести колеса в порядок. Как правило, балансировка делается перед началом летнего или зимнего сезона во время установки сезонных покрышек.
Как узнать, что колесо требует балансировки?
Неотбалансированное колесо при движении начинает вибрировать. Из-за особенностей конструкции шасси автомобиля, на скоростях в районе 80−120 км/ч вибрации от неотбалансированного колеса входят в резонанс с кузовом, и начинает ощущаться тряска при езде. Если скорость снизить или наоборот увеличить, то интенсивность вибраций снижается.
Нередко биение колес настолько велико, что в салоне резонируют установленные в карманы металлические банки или пластиковые бутылки, а также трясутся мелкие вещи на центральной консоли. В этом случае необходимо срочно отправляться в мастерскую.
Чтобы проверить колеса, можно выбрать участок ровной дороги с новым асфальтом. Если биений нет во всем диапазоне разрешенных скоростей, то с балансировкой можно подождать.
Как проводится балансировка?
Чаще всего мастера балансируют колеса с помощью навесных грузиков, которые наклеивают на обод. Места их размещения на диске определяются на специальном станке, который в автоматическом режиме раскручивает вал с колесом, программа анализирует динамику вращения и показывает на дисплее, в каком месте установить грузик той или иной массы.
Нужно ли балансировать новые колеса?
Любая новая шина должна проходить обкатку в течение первой тысячи километров пробега. В этот период стирается верхний технологический слой протектора, а в самой шине идут незаметные подвижки. Немного уплотняются и распределяются слои резины, растягивается обмотка текстильного корда, смесь плотнее облегает брекер, что сказывается на распределении массы Поэтому производители шин рекомендуют следующий порядок действий. После установки новых шин можно отбалансировать колеса, но по окончании обкатки потребуется их проверка и финальная балансировка. Только в этом случае можно добиться их идеально ровного вращения.