НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Обогнать ветер и не взлететь: лучшие моменты Байкальской мили

14 апреля 2023 13:20
На Байкале прошел фестиваль скорости — Байкальская миля. На льду знаменитого озера собрались уникальные машины и интересные люди. Вот как это было

Первый рекорд скорости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания был поставлен в далеком 1895 году. Эмиль Левассор на автомобиле Panhard-Levassor победил в гонке Париж-Бордо, показав фантастическую по тем временам среднюю скорость в 24,5 км/час. На финише чемпион сказал:

Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!
Эмиль Левассор

По нынешним временам скорость смешная. Но тогда его слова все воспринимали предельно серьезно. Спустя год Левассор на гонке Париж-Марсель попытался объехать неожиданно выскочившую на трассу собаку, врезался в дерево и позднее умер от полученных травм. Да, для тех лет подобные скорости были высокими и опасными.

С тех пор на автомобилях гоняются регулярно и с большим энтузиазмом. Автоиндустрия развивалась семимильными шагами. В 1898 году официально зарегистрировали рекорд скорости в 63 км/час. В 1899 году бельгиец Камиль Женатци преодолел 100 км/час! И это всего четыре года спустя после безумных для 1895-го года 30 км/час! Дальнейшие рекорды: 200 км/час — 1911 год, 300 км/час — 1927 год, 400 км/час — 1932 год, 500 км/час — 1937 год, 1000 км/час — 1970 год. Сейчас рекорд скорости — 1228 км/час. На таких фантастических скоростях любая неровность дорожного покрытия может привести к трагедии. Поэтому идеальной поверхностью становятся соляные озера. Рекорд установили на высохшем озере в пустыне Блэк-Род (Невада, США). Рекорд СССР в 311 км/час зафиксировали на озере Баскунчак.

Знаменитая Соль

Фанаты скорости собираются в штате Юта на высохшем озере Бонневиль. Пожалуй, самое известное в мире озеро скорости. На нем начали гоняться более ста лет назад — в 1896 году. Сперва энтузиасты-одиночки, затем клубы и гоночные ассоциации. Между собой Бонневиль называют Соль.

Источник: legion-media.ru / Mint Images

Идеология Бонневиля проста: пилоты не соревнуются между собой, единственный соперник — время. Задача улучшить результат (часто — свой) и показать лучшее время! Есть множество категорий. Гонки проходят с мая по октябрь. Самые значимые — Неделя скорости в августе и Мировой финал в октябре. Конечно, скорость и рекорды на Бонневиле важны, но еще важнее — общение с единомышленниками, с которыми интересно говорить не только о скорости и машинах, но и вообще про все на свете!

Во-первых, это красиво!

Идеология Бонневиля привлекла россиян, и на Байкале решили проводить Байкальскую милю. Почему именно на Байкале? На ум приходит старый анекдот из 90-х.

У нового русского спрашивают:

— Скажите, зачем вам два мобильных телефона?

После небольшой паузы тот отвечает:

— Ну, во-первых, это красиво!

Та же логика и с Байкалом. Какое удовольствие гоняться на какой-то запыленной площадке и трассе? Иное дело Байкал — фантастический простор, от которого захватывает дух! Впервые Байкальская миля прошла в 2019 году. Затем начались очень сложные для развития любых активностей времена: пандемия, осложнение политической обстановки. Однако Байкальская миля выстояла и каждый год собирает много участников.

Машины разделяют по объему двигателя, классу топлива, категории, типу кузова. Мотоциклы — по объему и типу двигателя, рамы. Каждому параметру соответствует буквенное обозначение и участник получает буквенную аббревиатуру своего транспортного средства. Если есть соперник, то соревнуется с ним, ежели соперника не нашлось, то соревнуется с секундомером. В отличии от Бонневиля, на котором участвуют исключительно машины, на Байкальской миле можно соревноваться на чем угодно. Так, в 2023 году была участница Vedma на моноколесе. Показала самую низкую скорость в абсолютном зачете — 35,5 км/час, но лучшую в своей категории, в которой была в единственном числе.

Байкальскую милю посещают и обычные энтузиасты, и профессионалы. Один из участников — команда ГАЗ Рейд Спорт — спортивная команда Горьковского автомобильного завода.

— Мы привезли на Байкальскую милю четыре машины, — рассказал руководитель команды ГАЗ Рейд Спорт Вячеслав Субботин. Наша спортивная Газель NN выступает в разряде подготовленного легкого коммерческого транспорта (категория GDM-LCV) с наддувным дизельным двигателем объемом до 3,0 л. Эта машина с мотором Cummins 2.8, 200 л.с.
Спортивный ГАЗ Садко Next выступает в категории LDTV — среднетоннажный полноприводный грузовик с объемом двигателя до 5,0 л.

И наши две заводские новинки. ГАЗ Валдай Next выступает в зачете среднетоннажных грузовиков бескапотной компоновки с объемом двигателя до 4,5 л (дизель наддув). Новый серийный Соболь NN выступает в разряде вэнов и небольших фургонов с двигателем до 3,0 л. Мы привезли на Байкал абсолютно серийный Соболь NN.

Экология

Особое внимание к экологии. На лед разрешен выезд только машин участников. Во время парковки под каждую обязательно стелют подстилку — чтобы грязь не попала на лед. Площадку инспектируют проверяющие и ходит экологический патруль. Последний, заметив любые загрязнения, собирает их в пластиковые мешки и увозит в безопасное место.

В финальный день проходит субботник: участники и волонтеры полностью очищают все следы своего присутствия.

Наверное, какой-то ущерб экологии все же есть. Хотя те же курсирующие по Байкалу старые дизельные катера типа «Малоярославец» наносят гораздо больший ущерб, чем энтузиасты скорости. Энтузиасты-экологи заявляют, что серьезный ущерб Байкалу наносит даже традиция под названием «поцелуй Байкала»: во льду делают лунку, наливают в нее спиртной напиток и выпивают через трубочку. Наверняка что-то остается в лунке, но оценки вреда весьма поверхностные.

Тема экологии сложная и неоднозначная. С заповедником все понятно — людям вход запрещен. Однако значительная часть Байкала — туристические зоны, над развитием которых работают. Увеличение потока туристов благотворно сказывается над развитием края и благосостоянием местных жителей и негативно — на объеме мусора. Чем больше туристов, тем больше отходов, математику не обманешь. Так что выход один — нужно поддерживать чистоту. Что и демонстрирует Байкальская миля.

Главное — участие

Длина трассы Байкальской мили — 1642 метра, что соответствует самой глубокой точке Байкала. Три расходящихся трассы с полосой торможения. Также есть отдельные трассы на ⅛ мили, на которых проходят парные соревнования. Байкальский лед вроде бы выглядит ровным, но это не так. Трассы заранее готовят, максимально выравнивают. Однако на высокой скорости чувствуются малейшие неровности. Большая проблема — ветер. В некоторые часы большую трассу закрывали — порывы сносили машины. Иногда допускали только автомобили, а мотоциклисты отдыхали.

— На высокой скорости, на льду и с ветром не так уж просто попасть в створ ворот, — рассказывает пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Алексей Игнатов. Хотя ширина его 30 метров. Наш лучший результат на спортивной Газели NN — 153,6 км/ч. Для ралли-рейдового автомобиля — скорость высокая. На соревнованиях мы редко передвигаемся по дорогам, чаще всего по направлениям — полю, пескам, колеям в проселке. Для нашей техники важнее артикуляция подвески и иные факторы. Максимальная скорость далеко не на первом месте. В своем классе на Байкальской миле 2023 мы первые. А на ⅛ мили на финише опережали всех соперников. Даже автомобилю Tesla, который входил в тройку лучших в абсолюте на дистанции мили, не удалось нас обогнать. Газель лучше стартует и разгоняется, хотя итоговая скорость ниже даже на дистанции ⅛ мили. Та же история и с гоночным ГАЗ Валдай. Максимальная скорость на одной миле у него составила 143,5 км/час. Но на ⅛ мили он делал практически всех! Пилот Михаил Шкляев ходил и уговаривал народ с ним посоревноваться!

Спортивный ГАЗ Валдай сделали специально для Байкальской мили.

— ГАЗ Валдай 4×4 — сборная конструкция, в которой ГАЗ использует оптимальные решения со всего модельного ряда. Рама, передний мост и передняя рессорная подвеска взяты у полноприводной «Газели». Задний мост вместе с пневматической подвеской от «Газель City». На мостах установили проставки под 19,5-дюймовые колеса. Двигатель — ЯМЗ-534, взятый от спортивного Садко и развивающий 310 л.с. и 1080 Нм. В паре с ним работает коробка передач от ПАЗа. Сам мотор не под кабиной, а смещен к центру машины для лучшей развесовки. Кстати, именно кабина и есть тот единственный элемент, который для «Валдай 4×4» взяли действительно у «Валдая». Спортивный кузов оригинальный. На Байкальской миле часто спрашивают — что в этой машине действительно от ГАЗа? Все!

Абсолютный зачет

За звание абсолютного чемпиона рубились три команды. «Теслакарсбай» из Минска на Tesla Model S Plaid. «Падонки инжиниринг» на уникальном аппарате с реактивным двигателем от ЯК40 и под названием 100як — пАдонки, они везде пАдонки… Между тем именно эта команда поставила абсолютный пока никем не побитый рекорд Байкальской мили — 283,766 км/ч. Третья команда — в первый раз приехавшие на БМ StealthPCM на Toyota Mark II из Владивостока. Сначала Tesla была первой, но по итогам соревнования завоевала бронзу — 258,4 км/час. Отлично ехала Toyota Mark II! Внешне практически не отличается от обычного «Марка», но существенно переделана в технической части. Двигатель 2JZ GE, иные шатуны, поршни, распредвал, впускной и выпускной коллекторы. Турбина интеркулер, масляный кулер и пр. Владельцы заявляют, что сейчас машина развивает более 1000 л.с., а потенциал — 1200 л.с. Что приятно, российские разработчики Stealth PCM специально для этой машины создали бортовой компьютер управления мотором и АКП. Вес автомобиля — 1530 кг. Этот «Марк» известен, так сказать в узких кругах и демонстрировал отличный результат на соревнованиях драг-рейсингу в Находке и Хабаровске. Занятно, что такой подготовленный аппарат прибыл на Байкальскую милю своим ходом.

Mark II на второй день стал победителем — показал 274,9 км/час и… сломался. Не выдержал мотор, под капиталку. Наступил третий, финальный день соревнования. «Падонки инжиниринг» отставали, но совсем чуть-чуть. Они готовили 100як не только технически, но и морально — совершали вокруг него некие обряды с бубном. И, казалось, какие-то потусторонние силы стали помогать. Под вечер финального дня ветер стих, и результаты у участников возросли примерно на 10 км/час! Выкатили 100як, он не заводится. Одни специалисты колдуют над мотором, вторые — колдуют с бубном. Время уходит. Наконец-то завели, отлично стартанули и продемонстрировали 283 км/ч. Победа? Нет! Старт состоялся через три минуты после официального окончания соревнований и засчитан не был. Увы — для «Падонки инжиниринг», Ура — для StealthPCM на Toyota Mark II!

Чемпионом Байкальской мили 2023 стал Аркадий Романчук из Владивостока на Toyota Mark II с результатом 274,9 км/час! «Падонки инжиниринг» завоевали серебро — 273,1 км/ч.