Грузия нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию, Армению, Киргизию и Казахстан, следует из данных ее таможенной статистики. Так, поставки в Россию в январе—феврале 2023 года составили 978 автомобилей на $13,5 млн против 209 машин годом ранее. В Казахстан — 2,6 тыс. машин на $51,5 млн против 935 штук годом ранее, в Армению — 2,8 тыс. машин (почти $50,2 млн) против 365 машин, в Киргизию — 1,3 тыс. на $43,2 млн против 423.
Так, за тот же период из США было ввезено 8,2 тыс. машин на $97 млн, хотя годом ранее объемы были больше — 11 тыс. машин. Поставки из Германии в Грузию также незначительно упали: в начале 2023 года было ввезено 1,3 тыс. машин ($29,2 млн), что на 333 автомобиля меньше, чем годом ранее. Из данных невозможно понять, речь идет о новых (возрастом до трех лет) или о подержанных автомобилях.
По данным «Автостата», в январе—феврале в России было продано почти 9,8 тыс. автомобилей возрастом до трех лет, ввезенных по параллельному импорту. Однако дилеры в основном получают машины из Китая.
Для сравнения, в допандемийном 2019 году Грузия реэкспортировала 9,7 тыс. автомобилей на сумму $59,8 млн за весь год.
Как объяснил «Ъ» аналитик независимого агентства Nation.ge Давид Авалишвили, из Грузии непосредственно в Россию реэкспортируются автомобили низкой ценовой категории, не подпадающие под санкции. Напомним, запрещены поставки в РФ машин стоимостью свыше €50 тыс. из ЕС, а также легковых автомобилей из США. Собеседник «Ъ» уверен, что бурный рост реэкспорта машин в Армению, Киргизию и Казахстан «наверняка объясняется тем, что оттуда автомобили направляются в Россию». Но Грузия, как отмечает эксперт, при этом не нарушает западных санкций: машины, под них подпадающие, отправляются в третьи страны. Впрочем, из статистики следует, что автомобили высокой стоимости (в среднем $33 тыс. за штуку) поставляются в Киргизию, а средняя стоимость отправляемых в Казахстан и Армению машин несколько ниже ($18−20 тыс.).
Отвечая на критику в связи с «нарушением режима санкций» со стороны западных и местных СМИ, Минфин Грузии неоднократно заверял, что таможенные службы страны «работают в тесной координации с западными партнерами», в первую очередь соответствующими службами США и Великобритании. Но грузинский дилер, занимающийся импортом и реэкспортом машин из ФРГ в страны Южного Кавказа, подтвердил «Ъ», что после введения санкций спрос со стороны соседних стран резко вырос. Он привозит небольшими партиями машины премиум-класса для армянских и азербайджанских дилеров через Венецию в порт Поти и точно знает, что машины предназначены для РФ.
Собеседник «Ъ» среди российских дилеров отмечает, что автомобили завозятся в РФ из всех соседних стран, которых не коснулись санкции.
В середине 2022 года отраслевые издания массово рассказывали об опыте ввоза машины через Грузию — в основном речь шла о машинах из США. «Автовзгляд» писал, что машины из Грузии нуждаются в таможенной очистке, а логистика обойдется дороже, чем из Армении, но можно ввезти подержанный премиум, в том числе эксклюзивный в США.
Автомобильный эксперт Владимир Беспалов не исключает, что часть машин, экспортированных из Грузии в ЕАЭС, попадают в Россию. Однако он считает, что здесь сложно говорить о новом налаженном канале поставок, называя этот всплеск локальным кейсом: «Скорее, профессиональные продавцы или посредники видят возможности заработать на таких поставках».
Георгий Двали, Тбилиси; Ольга Никитина