НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

«Дьявольская опасность» на весенних дорогах. Не все водители о ней помнят

10 марта 2024 10:00
«Черный лед» оказывается очень коварен и провоцирует тяжелые ДТП

Весной на дорогах случаются на первый взгляд необъяснимые аварии. Автомобили могут вылететь с дороги буквально на ровном месте и, как кажется, совершенно без причины. Из-за чего это происходит и как не попасть в беду?

«Бесы» на дорогах

Если просматривать в социальных сетях или на YouTube записи видеорегистраторов, то можно увидеть необычные ДТП, происходящие на ровной дороге с машинами, которые движутся прямолинейно. Ничто не предвещает беды, как вдруг автомобиль отклоняется в сторону, затем бросается в другую, бьется об отбойник и кружится, как юла.

Источник: legion-media / NadyZima_klgd

Создается впечатление, что это бесы выталкивают автомобили с дороги. Повезет, если машина окажется на обочине, где застрянет в мерзлом снеге. Очень опасно, когда машина вылетает на противоположную сторону дороги и совершает лобовое столкновение с другими транспортными средствами. При этом подобные ситуации часто встречаются именно ранней весной.

Причина необычного поведения автомобилей кроется в сезонном природном явлении под названием «черный лед». В теплую погоду солнечные лучи нагревают снег на обочинах, образуются подтеки воды, и асфальт покрывается лужами. Частично вода просачивается через поры асфальта, но мерзлая земля не дает ей фильтроваться через песчаную и гравийную подсыпку.

Под полотном создается мерзлая пробка. Вода скапливается на поверхности асфальта и накрывает его тонкой пленкой, какая никогда не образуется осенью или зимой. Ночью при частых заморозках эта пленка застывает и превращается в очень тонкий и прозрачный лед. Причем остывание происходит стремительно, из-за чего лед получается монолитным без привычной крупной зернистости.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Ледяная поверхность хорошо пропускает свет и принимает цвет асфальта, из-за чего становится невидимой для водителей. Поэтому такой лед называют «черным».

Потеря управляемости

Опасность «черного льда» состоит в том, что он лежит локально, в неожиданных местах, где подтеки воды наиболее сильные. Это бывает под склонами, в низинах и на открытых солнечных местах, где активность солнца наиболее велика.

В сумерки или в ночное время можно почувствовать, как автомобиль только что хорошо управлявшийся в сложных поворотах, вдруг плывет на ровном месте и перестает слушаться руля. Поворачиваешь «баранку» в сторону, а машина не реагирует.

Еще хуже, когда на «черном льду» автомобиль начинают сбивать с траектории толчки от неровностей. Разгруженная корма переднеприводной машины начинает скользить первой. Автомобиль в этом случае может медленно смещаться вбок, вызывая приступы паники у неподготовленного водителя. А дальше ситуация развивается непредсказуемо.

Источник: МЧС РФ

Водитель пугается, пытается выправить машину, перекручивает руль и тем самым еще больше дестабилизирует транспортное средство. «Черный лед» лежит не везде. Если руль перекручен сильно, то при выезде на участки поверхности с хорошим зацепом, автомобиль мгновенно стабилизируется, резина схватывается за асфальт и резко бросается в ту сторону, куда повернуты колеса.

А колеса, как правило, смотрят уже вбок. Неудивительно, что автомобиль оказывается на обочине или на соседней полосе.

Плавные коррекции

В общем, при поездках весной, да еще в ночное, вечернее или утреннее время необходимо психологически подготовиться к вероятности встретиться с гололедицей и продумать свои действия. В случае появление сноса или заноса на участках со скользкой поверхностью нельзя действовать рулем резко.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Лучше всего выравнивать машину плавными коррекциями, на которые она отзывается с большими задержками. Важно помнить, что «черный лед» лежит не везде и на дороге всегда есть «пятна» открытого асфальта, на которых автомобиль вернет себе стабильность.

Ни в коем случае нельзя тормозить резко и прерывисто, как перед светофором. Иначе машина рискует еще больше отклониться от траектории. Лучше всего сбросить газ, корректировать увод рулем и стараться удержаться в своей полосе до тех пор, пока участок с ледяной поверхностью не закончится. Ну и самое главное, не превышайте скорость.

Владимир Гаврилов