Ford Fiesta Van
В Европе и особенно в Великобритании традиционно спросом пользуются компактные хэтчбеки, нехитрым образом превращенные в фургоны. Одним из наиболее ярких представителей данного сегмента, который за последние 46 лет успешно сменил множество поколений, является Ford Fiesta Van — хэтчбек с грузовым отсеком, образованным при помощи заглушек вместо задних боковых стекол, установленной за передними сиденьями композитной сеткой, прочной боковой обшивкой, прорезиненным покрытием пола и четырьмя крюками для фиксации грузов.
Конечно, о сколько-нибудь серьезных грузовых характеристиках речи не идет: вместимость у багажника трехдверки не достигает даже одного кубометра, а ее грузоподъемность ограничена на уровне 500 кг.
Зато список опций для таких грузовых хэтчбеков почти не уступает перечню, предложенному для исходной пассажирской модели, — и по такому принципу в Европе в разные годы продавали немало фургонов на базе компактных и среднеразмерных гражданских автомобилей.
Mini Cooper Clubvan
Универсал Mini Clubman с задними распашными створками, который до недавних пор продавали и на российском рынке, в первом поколении представлял собой еще более необычный удлиненный хэтчбек с асимметричным кузовом: аналогичная пара распашных дверей у него была не только на корме, но и с пассажирской стороны.
Видимо, инженеры посчитали это хорошим заделом для грузопассажирской версии, поэтому в 2012 году гамма бренда Mini пополнилась моделью Clubvan.
Увы, составить достойную конкуренцию лидерам сегмента в лице той же трехдверки Fiesta Van фургон Mini не смог — на конвейере Clubvan продержался всего пару лет, так и не снискав популярности.
Даже в родной Великобритании Clubvan встречается нечасто, не говоря уже про Америку, где из-за таможенных пошлин, ставших последствиями «куриной войны» между странами Европы и США, эти фургоны стоили дороже, чем пассажирские модели Clubman — первая и единственная партия машин для Штатов была ограничена 50 экземплярами.
Opel Corsa Utility
В европейской гамме компании Opel в разные годы существовали модели Corsa Van и Astra Van (иногда встречаются и варианты со слитным написанием — Corsavan и Astravan), которые являлись грузовыми модификациями стандартных легковушек Corsa и Astra.
Разработаны они были по тому же рецепту, что и Fiesta Van, однако за пределами Старого Света маленькая Corsa была предложена еще и в виде настоящего пикапа.
Назывались эти машины Corsa Utility, причем выпускали их в двух поколениях — с индексами B (на конвейере они продержались с 1998 по 2002 год) и C (их продавали с 2003 по 2010 год). Эти машины были предложены в Южной Африке, а в странах Латинской Америки они были известны под именем Chevrolet Montana. И вдали от Европы конкурентов у этих машин было немало, хотя их и предлагали под европейскими же брендами.
Peugeot Hoggar
А вот и один из них — Peugeot Hoggar, построенный на базе хорошо известной у нас модели Peugeot 206. Собирали эти пикапы в Бразилии с 2010 по 2014 год, хотя исходный 206-й в Европе дебютировал еще в 1998 году. На выбор были доступны два мотора объемом 1,4 и 1,6 литра, причем оба агрегата могли работать как на бензине, так и на распространенном в Бразилии этаноле.
Любопытно, что спереди Hoggar был стилизован под более свежий Peugeot 207, а на корме у него были фонари от модели Peugeot 1007. Еще его можно было заказать в брутальном исполнении XR с темным декором, рейлингами на короткой крыше и черными блоками фар, а на вершине локальной гаммы располагался «внедорожный» пикап Hoggar Escapade с внешними накладками из неокрашенного пластика и подобием силового бампера.
Volkswagen Caddy
Стоп, разве Caddy — это не самостоятельная модель, которая изначально была разработана как в пассажирском, так и в грузовом вариантах? Сегодня — да, но в конце 1970-х Caddy первого поколения создавали на базе модели Rabbit (так в США раньше называли Volkswagen Golf).
Причем инициатива по постройке такой модели изначально исходила именно от американского подразделения компании Volkswagen — там эти машины начали выпускать в 1979 году под именем Rabbit Pickup.
Только в 1982 году, когда маленький пикап добрался до Европы, он получил более привычное нам название Caddy и формальный статус самостоятельной модели, который со временем только крепчал.
Ведь если Caddy второго поколения стал, по сути, грузовым Polo, параллельно с которым компания выпускала еще и перелицованный пикап Skoda Felicia (он, в свою очередь, был наследником старого пикапа Favorit Foreman), то с 2003 года модель связали с более крупным семейством Touran, а после пары рестайлингов внешность этих двух машин «развели» окончательно.
Dacia Logan Pickup
В компании Renault, в состав которой входит румынский бренд Dacia, практикуют разные подходы к созданию грузовых модификаций своих легковых моделей. Взять хотя бы тот же Logan первого поколения — мы уже упомянули отечественный Largus, который стал копией модификации Logan MCV, однако в портфолио исходной модели была еще одна версия. Речь про утилитарный Logan Pickup с открытым кузовом, который дебютировал в 2008 году.
До российского рынка пикап так и не добрался — в 2008-м с конвейера московского завода Renault десятками тысяч сходили стандартные седаны, а планируемое увеличение мощностей было рассчитано на выпуск обновленных машин и новеньких хэтчбеков Sandero.
Словом, Logan-пикап в производственную программу столичного завода не входил. Да и, по правде сказать, на российском рынке тогда не наблюдалось какой-то острой нехватки в подобных машинах. А с 2012 года, когда в Тольятти начали выпускать «Ларгусы», о пикапе уже практически не вспоминали.
Renault Duster Oroch
Но в компании Renault пошли дальше — в 2015 году для рынков Южной Америки был представлен пикап на базе кроссовера Duster. Модель с приставкой Oroch была разработана силами местного подразделения компании, поэтому создавали ее с учетом предпочтений местных покупателей.
Главным отличием от большинства конкурентов (а в Южной Америке машины такого класса иной раз находят по миллиону покупателей ежегодно) стала полноценная двухрядная кабина с четырьмя дверьми, которая естественным образом ограничила длину грузовой платформы на отметке 135 сантиметров.
От носа до кормы Duster Oroch насчитывает 4,7 м вместо исходных 4,3 м, привод на рынке Бразилии у пикапа был только на передние колеса. Изначально модель позиционировали как пикап для молодежи, ведущей активный образ жизни, однако с дебютом упрощенной версии Express акцент начал смещаться в сторону корпоративных покупателей. Несмотря на то, что стандартный Duster первого поколения давно ушел в отставку, в Бразилии пикапы Oroch выпускают до сих пор.
К слову, в Европе Duster второго поколения тоже превратили в пикап — сборкой таких машин с однорядной кабиной занимается румынская фирма Romturingia. Причем эти машины продают в официальных дилерских центрах Dacia — их даже включили в каталог бренда!
А еще в Европе, конечно, много лет существует и развозной фургон Dacia Duster Fiskal, который от исходного кроссовера отличается грузовым отсеком на месте багажника и второго ряда сидений. Но после настоящих пикапов на базе моделей Duster обоих поколений он уже не так впечатляет. Ничего необычного — даже внедорожник Toyota Land Cruiser Prado предлагали в виде фургона.
Renault Twizy Cargo
В перерыве между дебютами пикапов на базе моделей Logan и Duster компания Renault подготовила грузопассажирский электромобиль Twizy Cargo. Это еще одно подтверждение тезиса о разнообразии подходов французских инженеров к созданию грузовых модификаций своих легковых моделей.
Компанию фургонам и пикапам на базе недорогих утилитарных машин в 2013 году составил крошечный электрокар со 180-литровым грузовым отсеком, который был получен посредством удаления единственного пассажирского кресла, установленного за спиной водителя. Грузоподъемность соответствующая — всего 75 килограмм.
Для тех, кому этого может показаться мало, грузовой модели специально отрядили заднюю дверцу, распахивающуюся в сторону на 90 градусов. Дескать, чем не фургон? По задумке, Twizy Cargo должны были покупать службы экспресс-доставки, ремонтники, а также представители почтовых и различных сервисных служб.
Twizy Cargo даже примерил образ машины скорой медицинской помощи! Казалось бы, что за странная идея? А почему бы и нет — ведь все равно затраты на разработку такой модификации оказались минимальными.
Skoda Praktik
Несмотря на то, что Skoda Roomster подбирается к границе, которая проходит между легковыми машинами и коммерческими моделями, его все-таки принято относить к группе компактных семейных автомобилей.
Причем в ходе презентации модели в 2006 году ее преподносили как драйверский автомобиль с просторным салоном — и в качестве подтверждения этим словам породнили ее с хэтчбеком Fabia второго поколения. А затем как бы особняком поставили грузовую модель Skoda Praktik.
Этот маркетинговый ход технически позволяет отнести модель Praktik к стану грузовых модификаций стандартных легковых моделей, хотя создавали ее по классической формуле с удалением задних сидений и установкой перегородки между двухместной кабиной и огромным отсеком для перевозки грузов.
Удачная форма кузова пришлась как нельзя кстати: объем грузового отсека достигал 1900 литров, а грузоподъемность колебалась в интервале от 550 до 640 кг. Кому нужны эти маленькие грузовые хэтчбеки, когда азартная управляемость действительно может сочетаться с огромным отсеком в одном автомобиле? Судя по тому, что Praktik в конце концов остался без наследника, покупатели эту многозадачность не оценили.
Ram Cargo Van Tradesman
За океаном автопроизводители тоже предпринимали попытки превратить свои классические пассажирские модели в грузовые. Ныне входящее в состав альянса Stellantis американское подразделение концерна FCA не стало размениваться на хэтчбеки вроде Fiat Punto Van (да-да, такие в Европе тоже были) — там решили пойти своим путем.
Зачем загонять себя в рамки трехдверных хэтчбеков, когда можно просто взять семейный минивэн Dodge Grand Caravan пятого поколения, вытащить из него все элементы салона за спинками передних кресел, поставить заглушки вместо стекол за средними стойками крыши и перевести его под крыло грузового бренда Ram? План надежный, как швейцарские часы — что может пойти не так?
Оказывается, при наличии огромного количества полноценных фургонов и грузовиков, корпоративные клиенты даже не взглянули на опустошенный минивэн с грузовым именем. Он проигрывал конкурентам по нескольким важным параметрам и в то же время не мог похвастать компактными габаритами и легкостью, присущей традиционным пассажирским моделям. В конце концов Ram Cargo Van Tradesman оказался попросту никому не нужен — машины расходились вяло.
Chevrolet HHR Panel Van
У модели Chevrolet HHR была очень интересная и в чем-то даже уникальная история. Проект автомобиля был рожден в разгар бума ретроавтомобилей, который пришелся на рубеж двух столетий — в это время на свет появились Volkswagen New Beetle, новый Mini Cooper, Plymouth Prowler, BMW Z8, Ford Thunderbird, Hummer H2 и Chrysler PT Cruiser.
Chevrolet HHR был создан в качестве конкурента для последнего, но он сильно опоздал — в 2005 году, когда серийный автомобиль наконец-то вышел на рынок, переживавший вторую волну популярности PT Cruiser уже начал устаревать. С одной стороны, идеальные условия для того, чтобы переманить покупателей, но с другой — удивить HHR уже ничем не мог.
Компании Chevrolet пришлось искать клиентов в смежных сегментах. В 2007 году в линейке появился грузовой HHR Panel Van с большим грузовым отсеком и заглушками вместо задних боковых окон, через год к семейству присоединился спортивный HHR SS с 260-сильным двухлитровым турбомотором и пятиступенчатой механической коробкой передач.
А затем в руководстве концерна General Motors решили объединить эти версии в одну уникальную модель — так появился безумный Chevrolet HHR SS Panel Van, грузовой ретрофургон с турбомотором и «механикой». Конечно, в тот короткий период, когда эти машины еще выпускали, никто их не покупал, но спустя годы, как это часто бывает, из-за малого тиража и необычной истории эти редкие HHR SS Panel Van в США стали настоящей мечтой коллекционеров.