Более 99% трафика составляют транспортные средства москвичей и жителей области — для них проезд бесплатный. Платить же должны только владельцы транзитного транспорта из регионов. Больше всего гостей столицы, зафиксированных камерами на МСД, прибывает из Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тульской областей и Санкт-Петербурга.
Статистику работы МСД «Ъ» предоставили в департаменте транспорта Москвы. Эта дорога, напомним, стала с 2 января платной для транзитного транспорта: 950 ₽ за каждый проезд независимо от категории машины. Владельцы автомобилей со столичными и подмосковными номерами за поездки не платят. Впрочем, если машина более суток провела в границах ЦКАД, а между въездом на МСД и выездом с него прошло не менее двух часов, плата не взимается и с приезжих (такие поездки не считаются транзитными). Шлагбаумов и пунктов оплаты на МСД нет: трафик контролируют камеры, с их помощью автовладельцам выставляют счета.
МСД, напомним, объединяет уже открытую для движения Северо-Восточную (движение по ней бессветофорное, разрешенная скорость движения 60−90 км/ч) и Юго-Восточную хорды (под такими названиями эти участки ранее были известны для московских водителей). Последнюю мэрия собирается достроить и открыть для движения в 2023 году. В этом же году МСД соединят с платной трассой М-12 «Восток» в районе Некрасовки. После полного запуска всех участков диаметра по нему будут следовать 400 тыс. машин в день, ожидают в дептрансе. Тогда же, по оценкам мэрии Москвы, отдельные участки Садового кольца, МКАД и ТТК разгрузятся на 30%.
«Количество машин в новогодние праздники всегда существенно меньше, чем в обычные рабочие дни, — пояснили “Ъ” в дептрансе Москвы.— В 2022 году ежедневно по основному участку МСД проезжали в среднем 260 тыс. машин, 76% транспорта — машины жителей Москвы».
Всего 0,25% общего недельного трафика на МСД — транзитные автомобили (240 транспортных средств), причем 91% из них — легковые машины, 8% — грузовики, 1% — автобусы. Популярнее всего диаметр оказался у владельцев транспортных средств из Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тульской областей и Санкт-Петербурга.
Точное число оплативших проезд и должников пока неизвестно. В дептрансе напомнили, что по истечении пяти дней после поездки, если водитель не произвел оплату, формируется штраф 1,5 тыс. руб. для легковых автомобилей и 5 тыс. руб.— для автобусов. Постановление выносит Ространснадзор на основании данных дептранса с 121 камеры, установленной на МСД. Если долг за проезд будет погашен в течение последующих 20 дней, штраф аннулируется. Таким образом, о первых должниках будет известно не ранее 22 января.
Отслеживать оплату власти предлагают на сайте msd.mos.ru или в приложении «Парковки России». Бесконтактные транспондеры на МСД также работают, говорят в дептрансе. Грузовикам запрещено выезжать на МСД без пропуска, штраф 5 тыс. руб.
Транзит по МСД возрастет, но основная часть приезжих предпочтет ехать все же через ЦКАД, прогнозирует главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Этот путь, напоминает он, дешевле: для легковой машины тариф по ЦКАД составляет 624 ₽ от Егорьевского шоссе до М-11 и 565 ₽ — от М-7 до М-11. «Нет никакого смысла тащиться в Москву, особенно тем, кто едет со стороны Владимира и Нижнего Новгорода, — поясняет эксперт. — На той же М-7 еще можно встать в пробку, также существует риск попасть в небольшой затор на МСД». Господин Кадаков уверен, что власти продолжат вводить плату и на других внутригородских дорогах (до сих пор это практиковалось только на междугородных магистралях), причем не только в Москве, но и в других городах. «Автомобилистов, очевидно, к этому активно готовят», — считает эксперт.
Иван Буранов