Что включает кнопка A/C в машине?
Кнопка A/C обычно находится на панели управления климатической установкой. Рядом с ней, как правило, располагается регулятор скорости вращения вентилятора, а также клавиши выбора направлений потока воздуха. A/C означает дословно Air Conditioner, то есть «воздушный кондиционер».
При ее нажатии система кондиционирования оживает и начинает охлаждать воздух в салоне автомобиля — в этом случае на клавише загорается небольшая лампочка. При повторном нажатии кнопки система охлаждения отключается, блок управления переводит заслонки на печку, и поток воздуха идет в обход кондиционера.
В климатических установках, которые могут менять скорость воздушного потока и его температуру, кондиционер включается автоматически без вмешательства водителя. Кнопка A/C там тоже присутствует и она совмещена с клавишей Auto, запускающей автоматический режим работы системы, при котором воздушные потоки из печки и от кондиционера смешиваются таким образом, чтобы обеспечить заданную температуру в салоне.
Кнопка A/C активируется при нажатии клавиши Auto. Однако при повторном нажатии кондиционер выключается — тогда формирование температуры происходит за счет смешивания нагретого воздуха от печки с потоком забортного воздуха.
Из чего состоит кондиционер?
Система охлаждения воздуха состоит из нескольких основных элементов:
- Компрессора, который сжимает хладагент
- Конденсатора (радиатора кондиционера)
- Ресивера-осушителя, где происходит фильтрация хладагента
- Испарителя, в котором жидкий хладагент превращается в пар с выделением холода
- Трубопроводов
- Вентилятора охлаждения
- Датчиков давления и температуры
- Терморегулирующего вентиля
Как работает кондиционер?
Кондиционер функционирует за счет перехода рабочей жидкости из газообразного состояния в жидкое и наоборот. В качестве рабочего тела используется газ фреон. Дело в том, что сжиженный фреон может вскипать при температуре -40 градусов. Однако если давление повышается, то сжиженный фреон кипит на -9 градусах и выше. Если жидкость под давлением впрыснуть в обычную колбу при комнатной температуре, то фреон кипит с поглощением тепла из окружающего воздуха. Благодаря этому эффекту и работает кондиционер.
Компрессор, который приводится в движение за счет ременной передачи от мотора, обеспечивает циркуляцию фреона и масла через систему. В компрессоре создается давление, фреон сжижается и поступает по трубам к конденсатору. Температура жидкого хладагента составляет в этот момент около 60 градусов. В конденсаторе он охлаждается за счет потоков набегающего воздуха или за счет работы вентилятора, если автомобиль неподвижен. Однако этого недостаточно, чтобы вновь превратить жидкость в газ.
Далее жидкий фреон поступает в терморегулирующий вентиль, где происходит падение давления. Жидкость подается в испаритель, где происходит критическое падение давления и жидкий фреон начинает кипеть с поглощением тепла. Испаритель замерзает, а набегающие потоки воздуха обдувают его соты и охлаждаются. Далее холодный воздух идет в салон и помогает создать там комфортную среду.
Газообразный фреон подается в осушитель и фильтр, где происходит его очистка, а затем в компрессор, после чего цикл повторяется.
Как часто необходимо нажимать кнопку A/C?
Чем чаще и дольше работает кондиционер, тем больше его срок службы. Вместе с фреоном в системе циркулирует масло, которое покрывает систему защитной пленкой, предотвращающей развитие коррозии и рассыхание прокладок. Смазка должна циркулировать постоянно — если кондиционер не используется, то жди беды. Три-четыре недели простоя для старого кондиционера могут стать критическими.
С внешней стороны испарителя размножаются колонии бактерий, возникает неприятный запах, а внутри кондиционера трескаются прокладки и теряют герметичность магистрали. В итоге, при редких запусках климатической установки есть риск утечки хладагента.
Можно ли включать кондиционер зимой?
Системы кондиционирования плохо работают при минусовой температуре из-за того, что возникают проблемы с работой компрессора. Однако автомобильные кондиционеры имеют программную защиту от нежелательных включений.
Блок управления кондиционером получает данные о температуре и не запускает компрессор, если воздух на входе ниже нуля градусов. Программная защита действует до тех пор, пока печка не прогреет салон настолько, чтобы подавать в испаритель теплый воздух. Тогда компрессор начинает работать, и кондиционер охлаждает воздух.
Нужно ли держать клавишу A/C включенной зимой?
При прогревании автомобиля растапливаются снег и лед на кузове, образуются подтеки воды и влажность воздуха внутри салона естественным образом увеличивается. Если водитель и пассажиры садятся в салон в мокрой одежде, то влажность нарастает настолько, что вода конденсируется на холодных окнах.
Кроме того, высокая влажность при низкой температуре очень вредна для дыхательных путей человека. Кондиционер помогает просушить воздух и делает атмосферу в салоне более комфортной. Мощности же печки вполне хватает, чтобы нагревать не только поток воздуха извне, но и воздух внутри кабины.
В каких случаях можно выключить A/C?
Кондиционер работает за счет ременного привода от двигателя автомобиля. При максимальной загрузке он тратит примерно 0,6 л бензина в час и почти не сказывается на экономичности поездки. Однако при активных разгонах и спортивной езде кондиционер мешает двигателю набирать обороты.
Время достижения пиковых значений снижается примерно на 10%, отчего время разгона до 100 км/ч увеличивается. Поэтому, если машина участвует в скоростных заездах, то для нее используется только высокооктановый бензин АИ-98 или АИ-100 и отключается кондиционер.