НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Гид по Якутии — самому холодному региону России

3 ноября 2022 12:50
Жемчужина Крайнего Севера знаменита не только своими природными ресурсами. Что нужно знать о Якутии?

Республика Саха (Якутия) — регион поистине уникальный! Это не только самый крупный сегмент Российской Федерации, по площади Якутия превосходит… Аргентину (8-я страна по этому показателю в мире) и лишь немного уступает Индии. При этом население составляет всего миллион человек из-за сурового климата и огромных расстояний между городами. Как местные жители справляются с этими условиями?

Главное — подготовка

Резко континентальный климат известен своими огромными перепадами температур — между летом и зимой перепады достигают 80 градусов! В отдельных районах Якутии зимой может быть до −60 (неофициальным рекордом считается −71,2 градуса на Полюсе холода в Оймяконе), а −40 вообще считается нормальной температурой, при которой даже не отменяют занятия в школах, а люди спокойно ходят на работу и по делам.

Источник: Фотобанк Лори

Разумеется, местные жители прекрасно знают, что нужно надевать при таких температурах: гуляют в теплых унтах, шубах, пуховиках и рукавицах. Налажен и процесс подготовки автомобилей — сервисы предлагают специфические операции, которые в новинку обитателям средней полосы.

Первым делом нужно поменять антифриз на специальный, так называемый «арктический», который не замерзает до −70 градусов («обычная» жидкость, которую заливают в машины на заводе, рассчитана на температуры до −40). То же самое проделывают с «тормозухой». Моторное масло меняют на менее вязкое, а в шины вставляют камеры, чтобы задубевшая на морозе резина не пропускала воздух.

Дальше утепляют двигатель — либо специальными «одеялами», которые продаются в магазинах, либо изготавливают чехлы из войлока. Радиаторы защищают от потока набегающего воздуха специальными «масками» на переднюю часть автомобиля, либо просто экранами из теплоизолирующих материалов.

А самая интересная «доработка» — это приклеивание… второго лобового стекла! Через стекла идут большие потери тепла, поэтому приходится прибегать к таким хитростям. На боковые окна также наклеивается полиэтиленовая пленка, которая попутно помогает избежать появление на них инея.

Ночная стоянка тоже может быть разной. В идеале — найти отапливаемое помещение, но такая возможность есть не всегда. Поэтому местные водители возят с собой авточехол. Он натягивается на машину и сохраняет под собой тепло. Популярны и сигнализации с автозапуском и таймером. И, конечно, перед дальними поездками нужно тщательно проверить исправность автомобиля — мороз небрежности не прощает, нередки случаи, когда люди просто замерзали из-за поломок в пути. Поэтому с собой обязательно нужно иметь теплые вещи, запас продуктов и источник огня.

Что посмотреть в Якутии?

Большинство достопримечательностей в Якутии создала сама природа. Из Якутска можно отправиться в национальный парк «Ленские столбы», где с реки Лены открывается фантастический вид на причудливо громоздящиеся вдоль берега вертикальные скалы. А неподалеку от города находится туристический комплекс «Царство вечной мерзлоты» — он сделан в штольне у сопки с нетающим гигантским ледником. Даже летом внутри стоят очень крепкие морозы.

А вот до знаменитого Полюса холода в Оймяконе придется ехать долго — от Якутска на машине это почти 1000 километров. Делать это лучше зимой — так проще пересечь Лену по льду зимника, да и автодорога Р504 «Колыма», соединяющая Якутск с Магаданом, будет в лучшем состоянии — все ямы и трещины забьются снегом.

Источник: Фотобанк Лори

В том же Оймяконском районе есть озеро Лабынкыр, которое известно у местных благодаря легенде о якобы проживающем там чудовище. Туда был отправлен ряд экспедиций, но они не подтвердили существование монстра. Тем не менее, отдельные свидетельства продолжают хранить и подпитывать загадочную тайну этого водоема.

Но есть в Якутии и другие чудеса, созданные людьми. В 1200 км от Якутска расположен город Мирный, главная достопримечательность которого — кимберлитовая трубка «Мир» с гигантской воронкой глубиной 525 метров и шириной более километра! Над ней запрещено летать вертолетам, потому что карьер буквально засасывает в себя объекты из воздуха. Добыча алмазов открытым способом велась здесь 44 года, после это стало нецелесообразным.

Источник: Фотобанк Лори

Якутия вообще очень щедро одарена природными ресурсами — республика занимает первое место в стране по запасам алмазов, сурьмы, урана, олова, велики запасы золота, железных руд, угля. Официально зарегистрировано 34 месторождения газа и нефти. Добыча и обработка этих богатств — процесс очень энергоемкий. Разрозненность населенных пунктов, большие расстояния и сложные условия для прокладки электросетей сдерживают развитие добывающих производств.

Откуда взять энергию?

В Восточной Сибири крупные заводы используют энергию, вырабатываемую гидроэлектростанциями. Реки есть и в Якутии, но строить мощную ГЭС попросту нецелесообразно — она будет производить больше электричества, чем требуется на производствах, а передавать ее в другие регионы слишком дорого из-за необходимости прокладки высоковольтных линий на большие расстояния.

То же можно сказать и про атомные электростанции (АЭС) — они слишком мощные для снабжения небольших населенных пунктов и добывающих сырье предприятий. К тому же, для их строительства в условиях вечной мерзлоты потребуются огромные инвестиции, срок окупаемости которых будет слишком долгим.

Но выход есть! Одно из перспективных направлений в современной атомной энергетике — это так называемые АСММ (атомные станции малой мощности). Там используются реакторы РИТМ-200, которые «Росатом» уже устанавливает, например, в свои атомные ледоколы.

Установка корпуса реактора РИТМ-200 для ледокола «Урал»
Источник: Газета «Страна Росатом»

Эти реакторы намного компактнее установок, используемых в «классических» АЭС, а их электрической мощности в 55 МВт достаточно для снабжения целых поселков и ряда предприятий. Главное преимущество — строительство АСММ обходится значительно дешевле, проще и быстрее. При этом они бесперебойно выдают энергию и надежны, что важно для планирования разработок новых месторождений в Якутии.

Еще одно преимущество, которое крайне востребовано в регионах Крайнего Севера, — АСММ попутно могут использоваться и в качестве поставщиков тепла. Вот уже 2 года именно уникальная ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов» снабжает электричеством город Певек на Чукотке. Поэтапно, по мере готовности городских тепловых сетей, идет подключение районов к теплоснабжению от ПАТЭС. Поставки плавучих блоков будут продолжены по заказу золотодобывающих компаний, а сейчас ведется подготовка к строительству первой наземной АСММ.

ПАТЭС (плавучая атомная теплоэлектростанция) «Академик Ломоносов»

Совсем недавно подписано соглашение по созданию минерально-сырьевого центра в Якутии, проект которого предусматривает строительство еще нескольких АСММ. Более того, о АСММ задумались и в Калининградской области. Но это уже совсем другая история.

Реклама. Рекламодатель: Частное учреждение «Центр коммуникаций», ИНН 9705152344 ОГРН 1217700048851