НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Можно ли ездить по международным правам в России

25 июля 2022 16:30
Авто Mail.ru рассказывает, с какими правами можно ездить по России и за ее пределами

В России действуют водительские удостоверения, выданные за рубежом

По закону, для того, чтобы ездить за рулем по России, вовсе не обязательно иметь исключительно российское водительское удостоверение. На равных с ним признаются также права, оформленные в других государствах, в том числе и гражданину нашей страны.

Вдобавок не имеет значения, является ли страна, выдавшая документ, участницей Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года, которой руководствуется Российская Федерация. Достаточно, чтобы в удостоверении все записи были выполнены или продублированы кириллицей или латиницей. Когда и это условие не выполняется, то необходим заверенный перевод прав на русский язык.

Россиянин может пользоваться водительским удостоверением, полученным, например, в Германии, и никаких претензий со стороны ГИБДД к нему быть не должно
Источник: legion-media

Если выдавшая права страна не входит в число участников Венской конвенции, это не станет препятствием для использования ее удостоверения на территории России. Главное, чтобы российские права признавались в этой стране, то есть был реализован принцип взаимности. «По умолчанию» все такие страны считаются признающими наши документы, но если кто-то из них вдруг перестанет это делать, то МИД уведомит об этом нашу полицию, что и станет основанием для отказа признавать их права. Пока что таких прецедентов не было.

С иностранными правами нельзя работать водителем. Но есть исключения

Есть и ряд ограничений. Во-первых, иностранные водительские удостоверения не подходят для того, чтобы работать в нашей стране водителем. Исключение сделано для государств, где русский язык признан в качестве государственного. По этой причине не испытывают проблем, например, граждане Армении, Белоруссии, Киргизии. Во-вторых, должны соблюдаться имеющиеся у нас возрастные ограничения. Так, если в ряде штатов США права на легковой автомобиль можно получить в 15 лет, то воспользоваться ими в нашей стране можно будет только тогда, когда их хозяину исполнится 18 лет. Именно такой минимальный возраст для получения водительского удостоверения категории «В» установлен в России.

Разумеется, документ не может быть использован по истечении срока его действия. Заменить его на аналогичное в России нельзя, и для того, чтобы продолжать ездить, все же придется получать документ российского образца. Впрочем, не возбраняется сделать это и до истечения срока действия.

Такая операция считается заменой водительского удостоверения и проводится в упрощенном порядке: достаточно будет сдать «стандартные» экзамены на получение права управления — теоретический на знание ПДД и практический по вождению.

А вот документы, выданные в странах, не являющихся участниками Венской конвенции, замены не предусматривают. Желающим оформить российский документ придется пройти всю процедуру получения прав «с нуля» — отучиться в автошколе и сдать экзамены.

Надо ли получать международное водительское удостоверение?

В России можно ездить и с международным водительским удостоверением — книжечкой, содержащей перевод основных сведений на несколько мировых языков, включая японский, китайский и арабский. Однако в соответствии с требованиями все той же Конвенции, такой документ необходимо предъявлять одновременно с национальным водительским удостоверением.

Источник: legion-media

Это требование распространяется и на россиян, которые путешествуют за рубежом со своими международными правами. Они выдаются в нашей стране сроком на 3 года. Поэтому, отправляясь в зарубежный вояж или взяв машину напрокат за границей, не забудьте оба документа. Это условие, по сути, сводит на нет какой-либо смысл в использовании международного водительского удостоверения, ведь национальные права все равно потребуются.

Поскольку российские удостоверения полностью соответствуют требованиям Конвенции о дорожном движении, они без проблем признаются в большинстве стран мира, включая те, которые эту Конвенцию не ратифицировали (например, такие, как США, КНР, Австралия, Япония, Испания).

Основные сложности могут быть с категориями, право управления которыми предоставляет удостоверение. Во многих странах они отличаются от конвенционных (А, В, С, D и пр.), но полицейские, как правило, неплохо осведомлены о международной классификации. Тем не менее, в определенных ситуациях сложности могут возникнуть, поэтому хорошо бы иметь с собой заверенный перевод не просто водительского удостоверения, но и подробное описание того, на какие именно транспортные средства распространяются те или иные открытые категории.

Некоторые государства не столь демократичны в вопросах признания чужих водительских документов, и, в отличие от нашей страны, по истечении определенного периода пребывания (как правило, 6 месяцев) требуют их замены на местные. Для этого также придется сдавать экзамены, а иногда еще и учиться в автошколе. Но если вам предстоит поездка в совсем уж экзотическую страну, то вопрос легитимности там российских прав лучше уточнить в посольстве этого государства или хотя бы на сайте Консульского департамента МИД России. Кстати, там же немало полезной информации и об особенностях дорожного движения в каждой стране.