НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Ралли «Шелковый путь» — что не видно зрителям?

14 июля 2022 18:05
Красивые гоночные автомобили и эффектное прохождение трассы привлекают тысячи болельщиков. Но за этим экстремальным «шоу» стоит серьезная и напряженная работа, которая скрыта от большинства глаз. Гонки — это полигон для испытаний новых технологий и продуктов, которые затем становятся доступны автолюбителям на СТО и в магазинах

За что болельщики любят ралли-рейды? Конечно, за ревущие машины, взмывающие в воздух и поднимающие клубы пыли, за грузовики, прыгающие на барханах, за то, что пилоты играючи проходят сложные и коварные внедорожные участки. Тысячи людей переживают за своих кумиров и сочувствуют экипажам, столкнувшимся с трудностями.

Источник: Дмитрий Гальчун

Условия ралли-рейда «Шелковый путь» иначе как экстремальными не назовешь — сильная жара (за 40 градусов по Цельсию), постоянная смена ландшафтов — вязкие пески и солончаки, острые камни, запыленный горячий воздух в пустыне и на грунтовых дорогах. Форсированные гоночные двигатели и без того работают на пределе, а в таких кондициях им приходится совсем тяжело. Поэтому здесь как нигде важна правильная подготовка техники.

По возвращении машины с заезда у механиков и инженеров есть только ночь на ее подготовку к следующему этапу. Когда ставки так высоки, любая деталь имеет значение. Некоторые поломки они видят сразу, но нередко найти причину или риск неисправностей невооруженным глазом или ухом невозможно даже самому опытному мастеру.

В помощь командам ралли на бивуаках работает мобильная лаборатория G-Energy, которая уже 10 лет сопровождает сложнейшие ралли-марафоны планеты. Ее эксперты с помощью высокочувствительного оборудования точно устанавливают причину нештатной работы мотора или определяют риски, которые механики могут устранить еще до того, как поломка даст о себе знать.

Оборудование лаборатории проводит диагностику по маслу, которое работало в двигателе или трансмиссии, и точно определяет десятки важных параметров — щелочное число, окисление, нитрацию, содержание сажи, присутствие воды и другие характеристики, которые изменяются в моторном масле в ходе ралли-рейда. Этот процесс можно сравнить с анализом крови человека. На всю процедуру, включая забор пробы, саму аналитику и расшифровку результата, требуется всего около 10 минут!

Если анализ показывает сажу, частички металлов, пыль — в зависимости от пропорций и состава примесей могут быть выявлены возможные неполадки, которые в экстремальных условиях гонки могут обернуться серьезной проблемой для команды вплоть до схода с дистанции.

Источник: Артем Ачкасов

Например:

  • повышенное содержание сажи в масле может быть следствием неисправности в работе системы подачи топлива или же говорит о применении топлива, не соответствующего классу двигателя;.
  • накопление гликоля и кремния — признак попадания охлаждающей жидкости в систему смазки, и если вовремя не устранить протечку, то накопление антифриза приведет к снижению свойств масел и повышенному износу деталей двигателя;.
  • накопление металлов износа в различных комбинациях могут говорить об износе той или иной части двигателя в зависимости от сплавов, из которых они сделаны.

В этом году лаборатория G-Energy не просто озвучивает результаты обследования автомобиля, но и дает прогноз по эксплуатации и ремонту, который разрабатывает искусственный интеллект на основе математической модели. Работа строится на базе накопленного опыта предыдущих исследований, что позволяет модулю с помощью искусственного интеллекта сопоставить анализы с базой данных и спрогнозировать срок службы смазочного материала и ходимость узла. Интересно, что этот цифровой сервис, получивший название G-Lab, был буквально создан на гонках, а теперь используется для помощи обычным автомобилистам или бизнесу. Этим продуктом могут воспользоваться любые предприятия, работающие с техникой — как автомобильной, так и промышленной.

Похожий путь — из автоспорта в обычное применение — проходят и моторные масла G-Energy. Высокотехнологичные продукты должны обеспечивать стабильную масляную пленку даже при очень высоких температурах или их перепадах, иметь высокую стойкость к окислению и не терять своих свойств на протяжении всего срока применения. Именно в автоспорте тестируются самые прогрессивные решения и технологии, после чего они применяются и в линейках масел для обычных автомобилей.

Уже не первый год G-Energy заливает призер «Дакара» и «Шелкового пути» команда МАЗ-СПОРТавто в свои легендарные красные грузовики. А в 2022 году их на своем багги Can-Am тестирует Анастасия Нифонтова, опытнейшая мотогонщица и покорительница «Дакара». Причем грузовики МАЗа оснащены турбодизелями мощностью под 1000 л.с., поэтому спецификация масла значительно отличается от мотовездеходов.

Находясь на прямой связи с пилотами и механиками, эксперты G-Energy проводят исследования масел получают информацию о работе двигателя в разных условиях. Так совершенствуются рецептуры и разрабатываются новые продукты.

Например, адаптивная технология ACF (Adaptive Components Formula), когда в масле активируются необходимые свойства в зависимости от условий эксплуатации техники, была разработана и внедрена благодаря анализу данных, полученных в тестах в самых жестких условиях по всему миру, при разнообразных нагрузках на двигатель и колебании температур до 150 градусов по Цельсию.

Спецпроект