Какие сложности ожидают владельца «Гранты» в комплектации Classic 2022 года, если он решит провести апгрейд
8 июня конвейер «АвтоВАЗа» снова пришел в движение — в Тольятти возобновили производство самого доступного автомобиля на рынке, Lada Granta. Но комплектация Classic 2022 года оказалась упрощенной в плане безопасности — машина лишилась фронтальных подушек и ABS. Можно ли доукомплектовать «Гранту» самостоятельно?
Почему вообще так произошло?
Причина остановки конвейера и прекращения выпуска всех автомобилей Lada проста — из-за наложенных на Россию санкций поставлять на завод подушки безопасности и блоки ABS стало невозможно. Эти компоненты производили иностранные компании — Joyson Safety Systems (ранее — Takata) и Bosch.
Потребовалось время, чтобы принять новый Технический регламент для выпускаемых в России транспортных средств — и в мае документ был опубликован: смягчили требования по безопасности, а заодно и отменили экологический стандарт «Евро-5» в пользу старых норм «Евро-2». Это и позволило возобновить производство «Гранты» в июне.
В результате «антикризисная» Lada Granta Classic 2022 начала сходить с конвейера без подушки безопасности водителя и ABS. А вскоре начнется производство «упрощенных» внедорожников Lada Niva Legend и Lada Niva Travel. Кажется, что для покупателей это шаг назад, но завод предлагает неплохую скидку — например, Granta Classic 2022 года стоит 678 300 рублей, что на 83 тысячи дешевле, чем прежняя Granta Classic.
Можно ли за эти деньги дооснастить машину?
Здесь следует остановиться на том, как устроена система пассивной безопасности. Просто так воткнуть подушку в руль недостаточно! Необходим блок управления «эйрбэгами», соединительное кольцо на руле и датчики, по сигналу с которых срабатывают пиропатроны. В расширенных комплектациях нужна и другая передняя панель с зоной разрыва для пассажирской подушки, и проводка для преднатяжителей ремней. Придется поменять и сам руль, который в упрощенную «Гранту» поставили от «Приоры».
Кажется, что ничего сложного. Но главная причина в том, что новые подушки безопасности для «Гранты» попросту... отсутствуют в продаже! Оригинальный блок управления стоит всего 4 тысячи рублей и есть в наличии, а вот руль с соединительным кольцом и «эйрбэгом» придется покупать на разборке. Цены невысоки (2-3 тысячи рублей), но и работоспособность никто не гарантирует.
Нельзя гарантировать и надежность работы. Неправильное подключение и отсутствие необходимой проводки могут привести к ложным срабатываниям, что может привести к ДТП. И в этом случае производитель уже не несет никакой ответственности — на «АвтоВАЗе» подчеркивают, что в кустарных условиях столь сложную и тонко настроенную систему воссоздать не получится.
То же самое касается и ABS (антиблокировочной системы). Сам гидроблок ABS производства фирмы Bosch еще можно найти в продаже и новый, и снятый с подержанной машины. Но одного блока недостаточно — нужны еще ступичные подшипники с магнитными кольцами для работы ABS и датчики ABS.
Кроме того, на «Гранты» без ABS устанавливается регулятор тормозных усилий сзади («колдун»), для чего приварен дополнительный кронштейн. Также пришлось изменить расположение тормозных магистралей. Датчик скорости «переехал» на коробку передач (прежде информация шла с датчиков ABS).
Но и это еще не все! Щиток приборов лишился контрольных ламп работы ABS и подушек безопасности, установлен другой блок управления 8-клапанным двигателем 1.6 (90 л.с.) с новой элементной базой (не зависящей от санкций), введением сигнала с датчика скорости. Наконец, появились другие жгуты электропроводки.
Даже если удастся найти и купить все детали, то суммарно со стоимостью установки это все обойдется гораздо дороже той разницы в цене между Classic 2022 года и вариантом с ABS и подушкой безопасности водителя. И главное, нет никакой гарантии, что все это будет корректно работать. А шутить с тормозами — крайне опасно! Не говоря уже о том, что, согласно статье 12.5 КоАП РФ, за управление транспортным средством с заведомо неисправной тормозной системой автомобиль могут отправить на штрафстоянку. Инспектор ГИБДД, конечно, выявить это не сможет, но помнить о такой ответственности нужно.
Что делать в сложившейся ситуации?
Сейчас самое важное, что завод наконец-то заработал после простоя, а список «упрощенных» машин постепенно расширяется за счет старых моделей (Granta, Niva) — сейчас у неприхотливых покупателей есть вариант сэкономить при покупке. Остальным придется подождать.
Но уже известно, что Lada получит компоненты системы ABS от китайской компании Trinova — первым должен вернуться на конвейер универсал Largus. Ожидалось, что это случится в конце июня, но поставки задерживаются из-за вспышки коронавируса в Китае. Если сотрудничество окажется успешным, то после испытаний и сертификации китайская ABS может распространиться и на другие модели Lada.
Вскоре для комплектации Lada Granta Classic 2022 в качестве опции предложат и кондиционер. Компрессор для системы производился в Тольятти на предприятии компании Halla Visteon Climate Control, но также оказался «под санкциями». И, по слухам, нового поставщика (по крайней мере, на первое время) на «АвтоВАЗе» уже выбрали. Ведется работа и по «поиску» подушек безопасности.
Обновленную «Весту» придется подождать подольше — новый глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов подтвердил, что раньше 2023 года ее ждать не стоит. В машине слишком много электроники, поэтому потребуется время, чтобы заместить все «запрещенные» компоненты деталями из других стран.