В этом году МВД нужно купить более 2,8 тыс. машин. В Минпромторге «Ъ» заявили, что «прорабатывают вопрос об обеспечении МВД техникой с учетом существующих санкционных рисков, логистических проблем, дефицита полупроводников и ряда комплектующих». Эксперты называют среди возможных поставщиков китайский автопром и АвтоВАЗ, но у последнего завод находится в режиме простоя.
МВД, сообщили «Ъ» в пресс-центре ведомства, в 2022 году собирается закупить 2,8 тыс. новых патрульных автомобилей для Госавтоинспекции на сумму 4,48 млрд руб.
«В настоящее время МВД с Минпромторгом прорабатывают вопросы с ведущими производителями патрульных автомобилей о возможности изготовления указанной продукции и ее поставки с учетом экономической ситуации на российском рынке, связанной с санкционным давлением “недружественных” стран», — заявили «Ъ» в полиции.
В Минпромторге «Ъ» подтвердили: идет «проработка вопроса об обеспечении МВД техникой в необходимом объеме с учетом существующих санкционных рисков, логистических проблем, дефицита полупроводников и ряда комплектующих».
Полицейское ведомство закупает патрульные машины ДПС с 2019 года в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» (входит в состав нацпроекта «Безопасные качественные дороги»).
В паспорте документа сказано, что полиция доводит «оснащенность подразделений к нормативной положенности»: к 2030 году служебный парк ДПС должен включать 25,3 тыс. авто, на это запланировано потратить 35,3 млрд руб. Речь идет о машинах с цветографическими схемами, спецсигналами, набором для оказания первой помощи при ДТП
В апреле 2022 года руководитель дирекции Игорь Королев (бывший заместитель министра транспорта Подмосковья) заявил, что «однозначно» поставляться будут автомобили отечественного производства, но деталей не раскрыл.
Продажи новых автомобилей в России, напомним, обрушились после начала специальной военной операции на Украине и ухода большинства западных автопроизводителей из РФ. В марте 2022 года авторынок, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упал на 62,9%, в апреле — на 78,5%. Это хуже результата «черного апреля» 2020 года, когда в стране действовал локдаун из-за коронавируса и дилерские центры вообще не работали. Вслед за рядовыми потребителями проблемы возникли и у представителей ряда ведомств.
Сергей Удалов из «Автостата» считает, что поставщиками служебных автомобилей, скорее всего, станут АвтоВАЗ и УАЗ. «Альтернатив не так много. Вопрос в том, как быстро они смогут собрать столько машин, — полагает господин Удалов.— Проблема с дефицитом полупроводников в автопроме так и не решилась, кроме того, у АвтоВАЗа cложности с европейскими комплектующими, нужно искать замену. Возможно, что договорятся о какой-то отсрочке».
В АвтоВАЗе ситуацию не комментируют. В пресс-службе Ульяновского автозавода «Ъ» заявили, что «готовы исполнить поставки в необходимых заказчику объемах».
Дефицит электронных компонентов, как сообщал ранее «Ъ», усилился в АвтоВАЗе после начала специальной военной операции. Главным поставщиком микроэлектроники для автозавода в Тольятти выступает немецкая Bosch. Из-за проблем с поставками запчастей предприятие находится во временном простое до 27 мая.
АвтоВАЗ к середине или ближе к концу лета запустится, после того как будут найдены альтернативные поставщики комплектующих, в том числе через параллельный импорт, уверен независимый эксперт Сергей Бургазлиев. «Собрать три тысячи машин для конвейера в Тольятти — вопрос нескольких дней, — говорит эксперт.— Нельзя исключать, что позже вновь будет возобновлено производство Hyundai в Санкт-Петербурге (завод приостановил работу в марте.— “Ъ”)». Глава проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев не исключает сценария, при котором МВД сможет договориться об оптовой цене с китайскими компаниями (собственный завод в РФ есть, к примеру, у Haval), но сейчас у дилеров нужных машин за 1,5−1,6 млн руб. нет (расчетная цена одного авто исходя из предполагаемой стоимости контракта).
«Локальное производство недостаточно, — перечисляет он проблемы.— Ситуация осложняется тем, что для зарубежных поставщиков прямые контракты с госзаказчиками могут быть невозможны из-за санкционных рисков или запретов со стороны менеджмента головных компаний. МВД обязано исполнять требования законодательства в сфере закупок, что также накладывает серьезные ограничения». Господин Шапарин утверждает, что полиция «рискует остаться без обновления парка»: «Единственным быстрым решением представляется осуществление поставки партии авто из-за рубежа через параллельный импорт».
Иван Буранов