На начало апреля страховые компании урегулировали 200,4 тыс. страховых случаев по автогражданке (было заявлено о 273,9 тыс. аварий) и выплатили пострадавшим свыше 3,8 млрд рублей компенсаций. Получается, на выплаты ушло меньше десятой части от собранных платежей.
По данным страховщиков, на начало мая было зарегистрировано уже 378 тыс. заявлений о наступлении страховых случаев. Если ориентироваться на нынешний показатель средней выплаты по ОСАГО – около 19 тыс. рублей, на начало мая страховщики должны погасить 7,2 млрд убытков от ДТП. В РСА с тревожными нотками в голосе отмечают, что сейчас продолжается лавинообразный рост убыточности по ОСАГО.
Впрочем, термин «убыточность» в страховом бизнесе имеет несколько иное значение, нежели общепринятое.
Простой показатель убыточности – это соотношение произведенных выплат к собранным премиям, умноженное на сто процентов. То если страховщики говорят, что убыточность ОСАГО за девять месяцев составила 10%, то это означает, что на выплаты ушло 10% от собранных денег. Или по-другому можно сказать так: в данный момент страхование по ОСАГО приносит 900% прибыли.
Аналитик Центра экономического анализа «Интерфакса» Анжела Долгополова поясняет, что страховая компания будет реально получать убыток в том случае, если простой показатель убыточности будет приближаться к 60%. Сами же страховщики при каждом удобном случае стараются сослаться на опыт зарубежных стран и сообщают, что «пик убыточности по обязательному страхованию автомобилей придет через два-три года». Это и остается главным аргументом страховых компаний в пользу того, что тарифы на автогражданку пока нельзя снижать.