В мире есть всего два похожих рекордных фестиваля: летний — на соляном озере в Гудвуде и зимний — на льду Байкала. Заезды на максимальную скорость по льду можно смело назвать уникальными, поскольку нигде больше не существует подобных условий, позволяющих зимой разогнать серийный автомобиль до скоростей, близких к 300 км/ч.
Все заезды фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» проходят в строгом соответствии с правилами FIA (Международной автомобильной федерации) и РАФ (Российской автомобильной федерации). На старт допускаются пилоты с действующими гоночными лицензиями и автомобили, соответствующие техническим требованиям, прописанным в регламентах. Все достижения, показанные во время фестиваля, зафиксированы судьями и переданы в комитет рекордов РАФ для рассмотрения и последующего утверждения.
Автомобили-претенденты на установление рекордов использовали шины отечественной марки Cordiant. В условиях гладкого ледяного покрытия контакт шин с поверхностью особо важен — без надежного сцепления ни разогнаться, ни удержать автомобиль на траектории невозможно.
Как готовили трассу?
Колоссальная работа была проведена для подготовки и поддержания в рабочем состоянии рекордных трасс. В этом году на Байкале было ветрено, трассы регулярно заметало снегом. Их ежедневная очистка превратилась в неизбежную рутину, отнимавшую много времени и сил. Тем не менее, лед удалось отстоять.
Соревнования прошли на специально подготовленных трассах, проложенных по льду байкальского пролива Малое море. Площадка для проведения рекордных соревнований была выбрана специалистами-гляциологами, мониторинг экологической безопасности осуществлялся представителями национального парка «Заповедное Прибайкалье» и специализированных лабораторий, а соответствие требованиям безопасности трассы заверили и утвердили представители Российской автомобильной федерации (РАФ).
В 2022 году фестиваль впервые стал международным. Лагерь на льду сотрясался от грохота выхлопа и 6,5 тонны веса необычного ярко-красного монстра на огромных шипованных колесах. В «Днях скорости на льду Байкала» приняла участие белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто», которая привезла свой «боевой» грузовик МАЗ-6440RR капотной компоновки, специально созданный для марафона «Дакар».
Пилотировал автомобиль известный спортсмен, многократный призер этапов чемпионатов по ралли-рейдам, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Созданный для песков «Дакара» грузовик на льду Байкала выглядел ничуть не хуже. На тренировках МАЗ показал максимальную скорость 203 км/ч. Во время официальных попыток его средняя скорость на дистанции превысила 191 км/ч. Разница в результатах обусловлена сильным встречным ветром, которому на прямой было сложно сопротивляться.
Вдохновитель и организатор соревнования 18-кратный чемпион России Андрей Леонтьев предпринял попытки установления рекорда скорости на электромобиле Audi e-tron Sportback S. На дистанции 1 километр при старте с хода он показал среднюю скорость свыше 205 км/ч, максимальную — 209 км/ч, а при старте с места — свыше 116 км/ч. Эти показатели были достигнуты благодаря единственному доступному «тюнингу» автомобиля прямо во время заезда — сложенным зеркалам, что позволило существенно улучшить аэродинамику электромобиля.
Картинг на льду озера
Рекордные попытки проводили не только легковые и грузовые автомобили, но и карты — уже традиционные участники фестиваля «Дни скорости на льду Байкала». Вновь штурмовали текущие показатели Мария Леонтьева и Станислав Лыжин — на Rotax 125 без нагнетателя и ЕМ 125 соответственно.
Скоростные заезды по байкальскому льду — это настоящее испытание для пилота карта. Мороз, маленький диаметр колес и неровности покрытия (лед никогда не идеален), сверхчуткий «руль», пронизывающий ветер, летящие в лицо ледяная крошка и снег, капризы техники в необычных условиях…
Несмотря на сильный ветер, встречный на обратном пути, Мария смогла улучшить существующие показатели при старте с хода. Она превысила среднюю скорость в 124 км/ч, а максимальная достигла 130 км/ч.
Станислав Лыжин, справившийся с преследовавшими его карт техническими проблемами, в своей рекордной попытке при старте с места превысил скорость в 91 км/ч. Его пиковая скорость при попытке с хода в одном из заездов составила 136 км/ч — выдающийся результат, полученный долгим «колдовством» над настройками питания двигателя, его температурного режима и передаточного числа трансмиссии!
Lamborghini Urus и почти 300 километров в час
В классе автомобилей москвич Александр Лобачев (команда Level Performance) всего чуть-чуть не дошел до заветной планки в 300 км/ч — этот барьер уже дважды брали пилоты на льду Байкала в 2021 году, но на сей раз у Александра и его Lamborghini Urus «всего» 299 км/час. И это — претензия на новый национальный рекорд в классе. При этом Александр стал самым быстрым пилотом десятого юбилейного фестиваля.
Нижегородец Тарас Тюриков из команды GAT Racing отличился на дистанции 1 км с места — на своем Audi R8 GTT он показал среднюю скорость в 117 км/ч, и 1 км с хода — его средняя скорость здесь превысила 269 км/ч. В одном из заездов Тарас при старте с места показал среднюю в 124 км/ч, что является абсолютно лучшим показателем за всю историю ледовых рекордов скорости в России.
Грузовики тоже ставят рекорды
В «Днях скорости на льду Байкала» принял участие еще один грузовик — Ford F-Max. Он не поражал грозной внешностью и длиной шипов, но был особо ценен именно тем, что представлял собой совершенно стандартный тягач, от которого на время заездов лишь отцепили такую же стандартную фуру.
Серийный тягач, обутый в шины Cordiant Professional FR-1 и Cordiant Professional DR-1, пилотировал Андрей Леонтьев. Он улучшил прошлогодние достижения на дистанции 1 километр с хода — средняя скорость превысила 135 км/ч, а максимальная достигла 140 км/ч, существенно больше, чем на аналогичной машине в 2021 году. Это абсолютный мировой показатель скорости для серийных грузовиков на льду.
Еще одна постоянная участница фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» Мария Мельникова провела рекордные попытки на дизельном автомобиле Jaguar E-Pace. В попытке с хода ей удалось превысить скорость 198 км/ч, а пиковая скорость кроссовера составила 202 км/ч. И это, безусловно, претензия на обновление рекорда в классе.
Не только по прямой
Все эти достижения были установлены на прямой трассе. Теперь о том, для чего на льду Байкала было построено 8-километровое кольцо. Десятый фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» стал первым в истории автоспорта состязанием, в ходе которого была произведена попытка установления рекорда скорости на грузовиках на ледяной 500-километровой дистанции.
Пилоты легковых автомобилей, в свою очередь, постарались на этом же кольце побить рекорд 24-часового заезда прошлого года. Почему мы не говорим о самом рекорде, а все время употребляем термин «попытка»? Дело в том, что рекордами эти попытки станут лишь после того, как будут зарегистрированы в Федерации автомотоспорта России. Процесс регистрации идет, и пока все наши достижения — лишь зарегистрированные попытки.
Заезд по закольцованной трассе на Ford F-Max стал первым в истории «грузовым» марафоном на льду. Изобилующую поворотами 500-километровую дистанцию автомобиль преодолел за 6 часов, со средней скоростью в 91 км/ч. Лучшее время круга составило 4 минуты 35,7 секунды. За рядовыми, на первый взгляд, цифрами скрыто пилотирование на грани возможного стандартного тягача по голому льду на серийных дорожных шинах. Подобные экстремальные эксперименты, проводимые в рамках «Дней скорости на льду Байкала», дают бесценную информацию для создателей как автомобильной техники, так и шин, что напрямую работает на повышение безопасности дорожного движения.
По сложившейся традиции завершал фестиваль 24-часовой заезд на двух Jaguar E-Pace — бензиновом и дизельном. Автомобили пилотировали два экипажа, в состав которых входило шесть человек.
За сутки один из автомобилей (№ 17) смог преодолеть дистанцию в 2228,6 км. При этом его средняя скорость составила 84,4 км/ч, что не так много, по сравнению с другой машиной. Причиной тому послужили технические проблемы, связанные с обледенением коробки передач из-за попадания снега на ее датчики. Механикам пришлось потратить некоторое время, чтобы «оттаять» машину и выпустить кроссовер обратно на трассу. Тем не менее, дизельный Jaguar E-Pace показал хорошую среднюю скорость на круге — 131,9 км/ч, а лучшее время круга составило 3 минуты 39,6 секунды.
Второй автомобиль, выступавший под стартовым номером 13, оказался более удачливым. За сутки он преодолел дистанцию в 2543,8 км, во время которой превысил среднюю скорость в 105 км/ч, тем самым попав в претенденты на установление нового рекорда. Лучшая скорость на круге бензинового Jaguar E-Pace составила 138 км/ч, а лучшее время круга: 3 минуты 29,8 секунды.