Бу Андерссон, генеральный директор UzAuto Motors и бывший топ-менеджер «АвтоВАЗа», в ряде интервью узбекским журналистам рассказал, как он сегодня работает в республике
— Какой вы видите автомобильную промышленность Узбекистана сегодня?
В целом все очень неплохо. На меня произвел весьма позитивное впечатление тот факт, что молодежь составляет большую часть населения республики. При этом в Узбекистане на 1000 жителей приходится 91 машина. Если сравнивать с другими странами, то в России этот показатель составляет 385 автомобилей, Германии — 575. Это показывает огромный потенциал для развития отрасли — узбекской автомобильной промышленности есть куда расти.
Источник: Фото предоставлены пресс-службой UzAutoMotors
Я приятно удивлен уровнем развития автомобильной промышленности в Узбекистане. Мы производим много деталей локально — это и штамповки, и стекла, и детали салона. Сами варим кузова. И только здесь, в Асаке, у нас работает более 8 тысяч человек. Более того, у нас локализовано даже производство двигателей. Конечно же, правительству важно иметь конкурентоспособную автомобильную промышленность.
— Какова ваша стратегия развития предприятия?
Я определил для себя четыре главных направления. В первую очередь следует обратить внимание на качество выпускаемых автомобилей. Хочу отметить, что нам уже удалось его улучшить на 25%.
Во-вторых, необходимо увеличить производство машин и наладить своевременную их доставку до потребителя.
В-третьих, предприятие должно стать более конкурентоспособным. Это один из важных пунктов стратегии развития. Для достижения этой цели крайне важно поднять уровень локализации и при этом использовать в производстве именно местные материалы.
И, в-четвертых, нужно запустить в производство новые модели Chevrolet Tracker и Chevrolet Onix.
— Как планируете решать проблему очередей? (В Узбекистане существует система предварительной записи и частичной предоплаты — Прим. редактора)
Мы работаем над этим день и ночь напролет, производим все больше автомобилей, востребованных среди покупателей. Мы увеличили объем выпуска популярной Lacetti с 262 до 366 (на 27%), а ежедневный выпуск автомобиля Cobalt поднялся с 342 до 420 автомобилей (на 18%). Нам уже удалось вдвое сократить время доставки автомобилей до покупателей, однако, к сожалению, мы все еще не там, где должны были бы быть. Но я лично гарантирую, что мы сделаем все, что от нас зависит, чтобы достичь этой цели. Кстати, те, кто покупает автомобили Spark, скорее всего, смогут получить эти машины раньше обозначенного в договоре срока. А Nexia у наших дилеров уже сейчас можно приобрести без ожидания.
— Есть ли в других странах мира подобные прецеденты с очередями?
До коронавируса это была небольшая проблема, однако в настоящее время в моей родной стране — Швеции — лист ожидания на популярные модели составляет до 12 месяцев. Хочу добавить, что ситуация в Узбекистане в этом плане отличается — стоит хотя бы отметить, что многие наши машины тут же перепродаются. Это ненормально. Это также говорит о том, что цена на машины довольно низкая, поэтому сегодня машина — это прекрасное вложение денежных средств.
Но одновременно с этим мы видим, что сталкиваемся с системной перепродажей автомобилей. Зачастую некоторые наши покупатели сразу же перепродают только что приобретенные ими машины. В Швеции — у меня на родине — это было бы незаконно, если, конечно, вы не являетесь официальным дилером.
(В марте после открытия контрактации — записи на новые автомобили — более половины из 13 тысяч покупателей, записавшихся в первый же день, заявили о своем желании приобрести сразу две или более машин. А один из покупателей оформил заказы и внес предоплату за 35 автомобилей — Прим. редактора).
— Какие новые модели в ближайшем будущем появятся на рынке Узбекистана?
В этом году мы представим на рынке новую модель — Chevrolet Tracker, а в начале следующего — Chevrolet Onix. Я уверен, что эти две современные модели понравятся людям. У обеих моделей имеется по шесть подушек безопасности. У них пятизвездочный рейтинг безопасности по краш-тестам. Эти машины будут оснащены прекрасной бортовой развлекательной системой, Wi-Fi и датчиком помощи при парковке. Помимо этого, Chevrolet Tracker и Chevrolet Onix весьма экономичны с точки зрения потребления топлива — 6 литров на 100 километров.
Конечно, я хотел бы, чтобы у покупателя была бы возможность заказать машину под свой вкус. Когда я посещаю авторынки, меня всегда удивляет, какие аксессуары наши покупатели приобретают, чтобы их машина чем-то отличалась от других автомобилей. Ни в какой другой стране я такого не видел. Именно поэтому мы сейчас думаем о создании системы заказов опций.
— Бытует мнение, что снижение ставок таможенных пошлин на ввоз иномарок убьет узбекский автопром. Согласно поручению главы государства, ставка таможенной пошлины снижена до 15%. UzAuto Motors готов к этому?
Я всегда выступал за конкуренцию. Конкуренция — это здорово. Конкуренция помогает стать лучше. А это значит, что нам нужно добиваться улучшений во многих областях. В прошлом году мы произвели 235 тысяч автомобилей, в этом году мы поставили перед собой амбициозную цель, запланировав выпуск 340 тысяч машин. Поверьте, мы не боимся конкуренции.
Я уверен, что UzAuto Motors может конкурировать с любыми другими производителями. Если есть конкуренция, то сама жизнь заставляет тебя становиться лучше.
— Решение компании производить машины без автомагнитол вызвало немало критики. Почему было принято это решение?
Прежде всего я хочу сказать, что каждый автопроизводитель в последние два года столкнулся с проблемой полупроводников, и каждый автопроизводитель столкнулся в той или иной степени с проблемой автомобильных магнитол. К сожалению, нас внезапно подвели наши поставщики. В настоящее время мы ведем переговоры с другими поставщиками. Это позволит нам использовать в наших машинах более современные автомагнитолы.
В этой связи хочу отметить: я был удивлен тем, что ожидания наших покупателей выше, чем ожидания европейских покупателей. Каждый покупатель в Узбекистане хочет приобрести автомобиль с установленным тач-скрином. Каждый покупатель хочет приобрести машину с вмонтированной камерой заднего вида.
В моей родной Швеции требования и ожидания совсем иные. К примеру, самые популярные автомагнитолы у нас — в 1 DIN.
Так что, как принято говорить у коллег журналистов на телевидении, «не переключайтесь и оставайтесь на нашем канале». В скором времени мы представим новые технологичные автомобили, с новыми интересными решениями и с новыми автомагнитолами.
— Вы говорили о своей родине — какой из выпускаемых автомобилей вы готовы были бы водить в Европе, особенно в Швеции? Cobalt, Damas, Nexia, Gentra?
Моя любимая машина — Lacetti. В Швеции я с удовольствием ездил бы на Lacetti.
— Но если бы у вас были варианты — Volvo или Fiat — вы все равно выбрали бы наш автомобиль?
Я полагаю, что это — несправедливое противопоставление, уже хотя бы потому, что в Швеции невозможно купить машину за 14 000 долларов.
— На каком автомобиле вы сами ездите?
Сегодня, когда я езжу сам, я вожу Lacetti.
— Правда ли, что во время работы на «АвтоВАЗе» вы заставили руководство пересесть на Lada?
Очень важно, чтобы мы сами водили автомобили, которые сами же и производим. На «АвтоВАЗе» в то время большинство топ-менеджмента ездило на больших Infiniti, а мы производили Lada, поэтому я создал Lada Largus VIP, которую мы делали в Тольятти, и на которой я сам и ездил.