Соответствующие предложения содержатся в законопроекте вице-спикера Госдумы Ирины Яровой. Законопроект, заявляет госпожа Яровая, поддержан МВД и Верховным судом (ВС). ВС еще год назад настаивал, что конфискация невозможна: транспортное средство — не орудие преступления, кроме того, оно может принадлежать другому человеку. Идея противоречит конституционному праву на частную собственность, говорили и в правительстве России.
О разработке законопроекта, ужесточающего ответственность для водителей-нарушителей, сообщила Ирина Яровая, но самих поправок не представила. Инициатива, по ее словам, содержит три основные новеллы.
- Первая — «повышенный» (до 100 тыс. руб.) штраф за повторное управление автомобилем без прав. Поправку, судя по всему, внесут в ст. 12.7 КоАП, где сегодня записан максимальный штраф за вождение без прав — 30 тыс. руб., но отдельного состава за повторность не предусмотрено.
- Вторая новелла — уголовная ответственность для граждан «за вождение без прав в третий раз в случае, если лицо село за руль в состоянии опьянения, выехало на встречную полосу или превысило скорость». Размер санкции госпожа Яровая не раскрыла.
- Самым радикальным является предложение о конфискации автомобилей у владельцев в случае привлечения их к уголовной ответственности за пьяное вождение, выезд на встречную полосу, «значительное» (60 км/ч и более) превышение скорости или лиц, которые ранее неоднократно привлекались за езду без прав.
Получить разъяснений Ирины Яровой вчера не удалось, но известно, что поправки поддержаны Верховным судом и МВД. Законопроект будет обсуждаться в четверг на совещании в Госдуме, после чего вносится в парламент.
Вице-спикер подкрепила инициативу статистикой. В 2020 году число водителей, которые сели за руль после того, как их лишили прав, выросло на 25%. По данным судебного департамента ВС, за первые шесть месяцев 2021 года в суды поступило 52,6 тыс. дел по ст. 12.7 ч. 2 КоАП (вождение лишенным прав), что на 17% больше аналогичного периода 2020 года.
В конце 2021 года спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил Ирине Яровой возглавить рабочую группу по подготовке санкций за опасное вождение. Соответствующий термин был введен в ПДД в 2017 году, впоследствии депутаты и юристы решили, что определение получилось слишком сложным и его надо доработать. ГИБДД, впрочем, так не считает. Споры ни к чему не привели, в итоге рабочая группа представила поправки по ужесточению наказания для «лишенцев».
С 2016 года ВС выступал против конфискации авто у нарушителей, поэтому все попытки изменить законодательство (депутаты неоднократно вносили поправки) ничем не заканчивались. Так, Курултай Башкортостана в марте 2021 года внес в Госдуму законопроект о конфискации машин у водителей, неоднократно пойманных за рулем в нетрезвом виде («Ъ» рассказывал об этом). Тогда ВС в своем отзыве разъяснил: автомобиль, за рулем которого был преступник, может принадлежать другому человеку, который к преступлению отношения не имеет. Аналогичную позицию высказало и правительств РФ: идея конфискации машины у собственника, не имеющего отношения к преступлению, противоречит «принципам Конституции о защите частной собственности». ВС также заметил, что даже самые серьезные нарушения ПДД, которые привели к смерти, совершаются по неосторожности, а значит, машина не является орудием преступления и конфискована быть не может.
Каким образом госпожа Яровая сумела преодолеть этот барьер и заручиться поддержкой ВС и МВД, не ясно. На ее сайте говорится о «проведенной большой работе с министерствами в части детального анализа ситуации». В пресс-службе Верховного суда пояснений вчера не дали.
С идеей ужесточения наказания для лишенных прав еще можно согласиться, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько, но «конфискация — идея крайне сомнительная». Конфискация авто «третьего лица», за рулем которого был водитель без прав, — это, по сути, «отказ от субъективной стороны преступления и возврат к объективному вменению», отмечает партнер Criminal Defense Firm Артем Половинкин: «Предлагаемый подход не внушает оптимизма относительно прав граждан». Применять конфискацию машины недопустимо, в особенности за выезд на встречную полосу, добавляет Сергей Радько: «Даже легкое касание сплошной полосы одним колесом порой расценивается как выезд на встречку, а это уже явный перегиб под благовидным предлогом».
Если водитель пользовался транспортным средством с согласия собственника, нужно доказать «волеизъявление» последнего (например, наличие СТС у задержанного лица или в самом автомобиле). «Так как такое свидетельство должно быть у собственника, например, при наступлении страхового случая, то передача его другому лицу может означать, что собственник дал добро на управление авто», — отмечает господин Редин. Более сложным сценарием является ситуация, когда машина попала в руки водителя без ведома автовладельца. «В настоящее время нет действенного инструментария для того, чтобы поддержать автовладельца в такой ситуации. Введение конфискации поможет дисциплинировать как собственников автомобилей, так и тех, кто ими управляет», — уверен он.
Иван Буранов