По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей в России в ноябре 2021 года упали на 20,4%, до 125,5 тыс. штук. При стабильно высоком спросе продажи ограничивает дефицит, который отчасти создается и самими дилерами. Продавцы заинтересованы на фоне ажиотажа завышать цены, используя для этого так называемые допы, то есть комплекс оборудования, устанавливаемый не на заводе, а в мастерских дилеров. Причем иногда допы позволяют увеличить стоимость машины вдвое и такие модели, как Renault Duster или Volkswagen Polo, в некоторых салонах уже выставляются за 2,5 млн рублей. Можно ли сейчас купить автомобиль по заводской цене, без навязываемого оборудования?
Навязывание допов
Порядка 95% машин сейчас реализуются с допами, которые уже установлены на машины. Некоторые автопроизводители, такие как УАЗ и Skoda, уже начали бороться с дилерами, навязывающими клиентам ненужный товар. Автопроизводители напомнили, что допоборудование не может быть обязательным условием для покупки, и пригрозили разрывом контрактов. Между тем, юридически дилеры не завышают цены на модели, а только предлагают покупателям услуги по дооснащению. Тем же покупателям, которые не хотят заплатить за навязанные опции, предлагаются машины по установленным Дистрибью́тором ценам, но со сроками поставки от полугода и выше. Однако они предупреждют, что по пришествии на склад машина может быть тоже оборудована незапланированными опциями, и тогда клиента вновь переводят в очередь.
Как пишет «Коммерсант», такая ситуация стала возможной, потому что трафик в автосалонах стабилен во всех сегментах. В этих условиях продавцам нет мотивации увеличивать оборот продаж, и дилеры даже самостоятельно увеличивают цены на допы и растягивают квоту на несколько месяцев, хотя могли бы реализовать машины в три раза быстрее. Простое повышение цен перекрывает сопутствующие расходы на логистику и оформление.
С точки зрения закона, здесь нарушений нет, и только от позиции клиента зависит, купит ли он машину в 1,5−2 раза дороже или будет бороться за свои права. Как пишет «За рулем», переломить ситуацию на рынке может только сам клиент, если выберет один из способов поведения.
Договор вместо соглашения
Если дилер отказывается продавать машину по установленной цене, то необходимо обратиться на горячую линию автопроизводителя и пожаловаться на навязывание допоборудования. Однако быстрое решение вопроса никто не гарантирует. Скорее всего, дилер предложит сделать заказ в нужной комплектации и запишет покупателя в очередь, которая может растянуться до 5−8 месяцев, в зависимости от модели. Однако при подписании документов необходимо тщательно вычитать те бумаги, что менеджер принес на подпись. Как правило, сотрудники автосалона составляют соглашение о намерениях, где не указывается фиксированная цена на транспортное средство и даже отдельно оговаривается возможность ее повышения. В этом случае велик риск, что через полгода дилер опять предложит купить машину с допоборудованием по завышенной стоимости.
Необходимо составить не соглашение, а именно договор, где будет отдельными строками прописана возможность оформления транспортного средства без допов и по установленной производителем цене. Тогда дилер не сможет обмануть клиента.
Вернуть товары продавцу
Еще один вариант связан с возвращением допов через суд. Но это возможно уже после приобретения автомобиля. По закону у покупателя есть 14 дней на то, чтобы отказаться от покупки, если она не удовлетворяет по качеству или не обеспечивает заранее заявленные функции.
Дело в том, что многое дополнительное оборудование вызывает серьезные вопросы в ГИБДД. От водителей требуют предоставления сертификатов и документальных одобрений внесения изменений в конструкцию машины, иначе владелец не может поставить новый автомобиль на регистрацию в ГИБДД. Многим приходится демонтировать опции, за которые заплачено 500−1000 тыс. рублей.
Эти товары можно вернуть в автосалон и потребовать деньги обратно. Отказ дилера возвращать деньги — основание для иска в суд. Если собрать документы из ГИБДД и прикрепить к иску письменный отказ в регистрации, то надежда на благополучный исход есть. В России уже были прецеденты выигранных дел. Правда на судебные разбирательства можно потратить много времени и сил, но 500−1000 тыс. рублей вполне стоят этих хлопот.
В целом, ситуация с допами достигла апогея. Вопрос даже вынесен на рассмотрение в Госдуму. Депутаты могут запретить дилерам навязывать дополнительное оборудование.