На этой неделе Минтранс опубликовал проект постановления, согласно которому новые тарифы на платных российских дорогах будут в 2−3 раза выше, чем нынешние. Задумка в том, что российские водители должны платить как европейские. Мы взяли для примера трассу М-4, ведущую от Москвы до Черного моря, и пересчитали стоимость проезда по-новому.
Сейчас автомобилисты отдают 1890 рублей за платные участки на трассе, ведущей из столицы на юг. Весь путь от Москвы до Краснодара длиной около 1600 км более чем наполовину состоит из платных дорог (далее до черноморского побережья дороги бесплатные). Всего таких участков 14, и стоимость проезда везде разная без жесткой привязки к километражу. Самые дешевые отрезки — по 60 ₽, самые дорогие — по 240 ₽
В среднем на платных участках трассы М-4 километр обходится в 2,3 ₽, а предельная ставка по нынешним нормам — 3 рубля (в нескольких местах тариф уже вплотную приближается к этой границе).
Разработчики новых тарифов предлагают поднять верхнюю планку до 5 рублей на существующих дорогах, до 8 рублей на новых дорогах, которые будут строиться, и до 29 рублей на мостах и путепроводах.
Итак, что мы получаем? Если на всех нынешних платных участках поднять тариф до предела в 5 рублей, то дорога будет стоить без малого 4300 рублей. И это больше, чем платят европейцы! В Минтрансе признают, что если пересчитать западные тарифы на наши деньги с учетом паритета покупательной способности, то километр «по-европейски» — это в среднем 3,59 рубля в наших реалиях. Если тарифы удержатся на этом уровне, то путь от Москвы к Черному морю будет стоить около 3100 рублей. Впрочем, в проекте постановления Минтранса говорится именно о 5 ₽/км.