Флагман китайского бренда Haval — рамный внедорожник H9 — появился в России в 2015 году. Кажется, совсем небольшой срок для этого сегмента — тот же Toyota Land Cruiser Prado 150 c выпускается с 2009 года. Но за это время H9 не только успел получить местную прописку, но и обновиться, причем уже несколько раз! Что принесла «Хавейлу» последняя модернизация? Тест-драйв Haval H9 убедил нас, что многое.
Не по китайскому сценарию
В Китае Haval H9 серьезно обновился еще в 2019 году — внедорожнику полностью поменяли переднюю часть: бампер, решетку радиатора, фары стали светодиодными. Запасное колесо переехало на заднюю дверь из-под днища. И обычно мы делаем картинки-слайдеры, чтобы можно было наглядно сравнить, чем отличается рестайлинговый вариант, но не в этот раз. Почему?
Потому что H9 для российского рынка снаружи... не поменялся вообще! Разве что лишился омывателей биксеноновых фар, из-за чего пришлось немного уменьшить мощность ламп, чтобы вписаться в сертификационные требования. А так — те же 3 возможных цвета кузова (черный, серый и белый) и колеса (17-дюймовые — у базовой версии Comfort и на дюйм больше — у остальных).
Причина в том, что оснастка для производства кузовных деталей для завода Haval в Тульской области была готова еще до того, как случилось обновление внедорожника для рынка Китая. Дополнительные вложения сочли нецелесообразными, так что внешность пришлось оставить «старой». Но все остальное досталось нам по полной программе!
Передняя панель осталась прежней, но вместо приборного щитка появился большой цветной дисплей, а новый мультимедийный комплекс с 9-дюймовым экраном порадовал нормальным переводом, внятным интерфейсом и быстродействием. Камер кругового обзора нам «не доложили», но картинка с заднего объектива вполне сносная.
Салон H9 и раньше был добротным (этим, кстати, автомобили Haval отличаются давно), но в топ-комплектации Premium (она доступна только для машин с бензиновым двигателем) сиденья обшиты кожей Nappa, а на самих креслах и дверных панелях появилась ромбовидная прострочка. Как у Bentley! И еще до последнего обновления H9 мог похвастать электроприводами передних сидений, вентиляцией и даже простеньким массажем.
Комфортно будет и задним пассажирам — трехзонный климат-контроль входит в базовую комплектацию, а с версии Elite добавляется и подогрев. Диван по-прежнему имеет продольную регулировку, можно поменять и наклон спинки. А простенькую аудиосистему наконец-то заменили на акустику Infinity с 10 динамиками, включая сабвуфер в багажнике.
Путаница в технической части
Сразу раскрываем все карты — обновления достались только машинам с бензиновыми двигателями, потому что дизельный Haval H9 в Китае уже не предлагается. Сам двухлитровый турбомотор с индексом GW4G20B модернизирован: выпускной коллектор интегрирован в ГБЦ, установлен интеллектуальный «термостат» с электронным управлением, появился фильтр твердых частиц, поэтому агрегат удовлетворяет требованиям «Евро-6».
В России эти нормы еще не приняты, но двигатели поставляются из Китая, а переделывать их обратно в «Евро-5» не имеет никакого смысла. К счастью, осталась возможность заправлять его топливом Аи-92. Мощность снизилась с 245 до 218 л.с., крутящий момент, напротив, увеличился с 350 до 380 Нм (в диапазоне 1800-4500 об/мин). Коробка передач общая и для бензина, и для дизеля — известный 8-ступенчатый автомат фирмы ZF. Двухлитровый дизель остался без изменений и выдает те же 190 л.с. и 420 Нм.
На бумаге характеристики неплохи, по замерам бензиновый Haval H9 показывает в районе 10 секунд до сотни, что сопоставимо с недавно протестированными нами внедорожниками Land Rover Defender и Toyota Land Cruiser Prado. Но управлять тягой в «китайце» сложнее — двигатель оживает ближе к 2 тысячам «оборотов», а коробка передач упорно стремится забраться повыше, оставляя стрелку тахометра в «неудобной» зоне.
Приходится привыкать. В городском потоке нужно сильнее обычного продавливать педаль, чтобы заставить коробку перейти на ступень ниже, но потом ее приотпустить, иначе H9 прыгнет вперед. Частично ситуацию спасает спортрежим, но хорошо бы поработать над управляющей программой автомата и открытия дроссельной заслонки.
Но вне городской толчеи претензий не остается — H9 уверенно набирает «за 160» км/ч, позволяя мчать даже на горных дорогах. С новым электроусилителем руль стал гораздо «легче» и почти не долбит по рукам на ямах, подвеске по-прежнему плевать, что под колесами, при этом кузов сильно не раскачивается, а крены остаются в рамках разумного — удивляешься, насколько хорошо Haval массой 2,5 тонны цепляется за асфальт всесезонкой Cooper китайского производства.
Жаль, адаптивного круиз-контроля нам тоже не досталось, но появились система распознавания дорожных знаков и контроль линий разметки. H9 стабильно идет по шоссе, не вынуждая постоянно подруливать, а главная составляющая комфорта — отличная шумоизоляция! Открыв заднее окно, я с удивлением обнаружил ламинированное (двойное) стекло. Передние при этом оставлены обычными.
Внедорожный боец — тест-драйв Haval H9 на грунте
Но, конечно, H9 покупают не для того, чтобы ездить только по асфальту. В дилерские центры Haval порой приезжают клиенты на старых «Крузаках» и машинах Land Rover, которым новые внедорожники этих марок не по карману, а обслуживание потрепанной техники обходится слишком дорого. И в сложных условиях Haval H9 вряд ли им уступит.
Рама, понижающая передача, 206 мм от днища до покрытия, блокировка заднего дифференциала — уже в базовой комплектации. А теперь в этот арсенал добавили внедорожный «ползущий» круиз-контроль, функция Tank Turn — подтормаживание заднего внутреннего колеса уменьшает радиус разворота на скользких покрытиях. Появилась даже блокировка переднего дифференциала — из серийных конкурентов она есть только у Jeep Wrangler и «Гелендевагена». Но и тут есть нюанс: все это — только для бензиновых H9.
Каменистые перевалы предгорий Кавказа Haval H9 преодолевает уверенно — следить нужно только за тем, чтобы не порезать колесо и не задеть бампером какой-нибудь валун. А понижающей передачей мы воспользовались единожды — чтобы спокойно въехать в сыпучий подъем от знаменитых «Царских ворот».
Альтернатива Toyota Land Cruiser Prado или нет?
Среднестатистический владелец «Тойоты» вряд ли заметит разницу в ездовых повадках между Land Cruiser Prado и Haval H9, кроме той самой турбоямы бензинового двигателя, которая слишком очевидна. Обе машины максимально близки по вместительности, оснащению, комфорту и внедорожным способностям, поэтому в пользу «Тойоты» тут говорит только имиджевая составляющая и феноменально высокая остаточная стоимость.
Но Haval H9 намного дешевле. Да, базовый H9 Comfort стоит 2 670 000 рублей против стартовых 2 956 000 рублей за Land Cruiser Prado. Но это Toyota со 163-сильным атмосферником, пятиступенчатой механикой и комплектацией «колеса и стулья» против турбо-китайца с автоматом. Сопоставимый по мощности Prado с дизелем (200 л.с.) стоит уже 4 302 000 рублей, а топовый Haval H9 Premium стоит максимум... 3 040 000 рублей. Берем сопоставимый по оснащению Prado Prestige и получаем разницу почти в 1,6 миллиона!
Поэтому спрос на Н9 не просто стабилен, а растет. Если за весь прошлый год дилеры продали 1 189 внедорожников, то только за первый квартал 2021-го реализовано уже 549 машин, а цель на год — 3 000 экземпляров. Prado продается в 4 раза лучше, впереди и Mitsubishi Pajero Sport, и Toyota Fortuner, но в «Хавейле» делают основную ставку именно на кроссоверы, где дела у них обстоят лучше.
Бонус — тест-драйв Haval F7x
Тем интереснее было прыгнуть за руль кроссовера Haval F7x в новой флагманской комплектации Tech Plus за 2 059 000 рублей. Разница в 70 тысяч с исполнением Premium — набор электронных ассистентов водителя: мониторинг мертвых зон и дорожных знаков, автоматическое торможение с определением пешеходов и велосипедистов, удержание в полосе и управление дальним светом.
Снаружи такой F7x отличается «своим» дизайном решетки радиатора и 19-дюймовых колес. И сразу же ощущаешь, насколько он идет по грунтовкам жестче, чем рамный Haval H9 с «жирными» шинами! Но по асфальту F7x со 190-сильным двухлитровым турбомотором и семиступенчатым роботом, конечно, гораздо шустрее. Система удержания в полосе пытается активно рулить даже на серпантинах, а вот адаптивный круиз-контроль, напротив, излишне рьяно подтормаживает машину в поворотах.
Интерьер дорогих версий F7x дополняют классные желто-белые вставки, а в комплектацию Tech Plus входит еще и беспроводная зарядка для смартфонов. Но мы ждем, когда Haval избавит салон от эргономических просчетов, а робот — от мелких рывков в пробках. И, глядя на непрерывный прогресс внедорожника H9 и на появление научно-исследовательского отдела на заводе под Тулой, верим, что произойдет это уже скоро.