Каждый автолюбитель знает, что такое ОСАГО, зачем оно нужно и что без него запрещено управлять автомобилем. Также ни для кого не является секретом формула, по которой вычисляется стоимость полиса.
Однако после вступления в силу новых правил расчета автогражданки 24 августа 2020 года, когда Центробанк расширил тарифный коридор и увеличил коэффициенты, ОСАГО для некоторых водителей стало в несколько раз дороже.
- Цена: конечная стоимость полиса ОСАГО для потребителя
- ТБ: базовый тариф
- КТ: территориальный коэффициент
- КБМ: коэффициент бонус/малус
- КВС: коэффициент возраст/стаж
- КО: коэффициент количества водителей в расчете ОСАГО
- КМ: коэффициент мощности двигателя автомобиля
- КС: коэффициент срока использования автомобиля
- КН: коэффициент грубых нарушений ОСАГО (случаи мошенничества)
Молодые и неопытные
Для водителей в возрасте до 21 года и с минимальным стажем управления транспортом «коэффициент возраст/стаж» (КВС) максимален и составляет 1.93. А значит, полис ОСАГО, купленный таким автовладельцем в любой страховой компании, даже в использующей минимальную базовую ставку при расчетах, обойдется почти вдвое дороже, чем для опытных водителей.
Напомним, что раньше коридор базовой ставки был от 2746 до 4942 рублей, а с конца лета прошлого года он расширился для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь его границы составляют от 2471 до 5436 рублей.
Таксисты
Все тот же расширившийся коридор базовой ставки повлиял и на цену полиса ОСАГО для таксистов. Теперь минимальная точка отсчета в стоимости «автогражданки» для них составляет 2877 рублей, а максимальная — 9619 рублей. Таким образом, владельцы машин, работающих в такси, в пределе могут заплатить за полис ОСАГО вдвое-втрое больше, чем водителей таких же легковушек, находящихся в личном пользовании.
Тяжеловесные
Дороже других в сегменте коммерческого транспорта обходятся полисы ОСАГО владельцам грузовиков и фур категорий «С» и «СЕ» разрешенной массой более 16 тонн. Для них актуальная базовая ставка «автогражданки» варьируется между 3382 и и 9131 руб.
Для сравнения — у грузовиков той же категории, но разрешенной массой до 16 тонн коридор базовой ставки ОСАГО составляет от 2246 рублей до 6064 рублей. А у автобусов верхний предел отправной точки в расчете полиса не может быть выше 7399 рублей.
Любители помощнее из больших городов
Повышенная стоимость полиса ОСАГО грозит владельцам автомобилей мощностью свыше 150 сил. Для таких машин в формуле расчета автогражданки применяется «коэффициент мощности» (КМ) равный 1,6. Из-за него страховка в разной степени дорожает у автомобилей, чьи двигатели развивают больше 70 л.с. При отдаче мотора 50-70 сил включительно он равен единице, а менее 50 л.с. — 0,6.
Иногда на стоимости ОСАГО сказывается и территориальный признак. Отвечающий за него «территориальный коэффициент» (КТ) максимален для водителей из Мурманска и Челябинска. Там он увеличивает цену автогражданки почти вдвое (КТ=1,99). Высок он в Москве, Перми и Сургуте (КТ=1,9).
Нарушители и мошенники
В формуле расчета стоимости ОСАГО также есть два коэффициента, способные увеличить цену полиса автогражданки минимум в 1,5 и максимум почти в 2,5 раза. Это «коэффициент нарушения» (КН) и «коэффициент бонус/малус» (КБМ). Первый для законопослушных и порядочных водителей по умолчанию равен 1. А для норовящих обмануть страховщика, например, предоставив ложные данные о машине или обстоятельствах ДТП или умышленно его спровоцировавших, КН во всех случаях одинаков — 1,5.
Размер КБМ изначально максимален и составляет 2,45, но безаварийная езда позволяет водителю из года в год снижать его значение вплоть до 0,8. Но те автовладельцы, кто регулярно попадает в аварии и по чьей автогражданке ежегодно страховая компания производит выплаты пострадавшим в ДТП, так и будет платить за ОСАГО, рассчитанный по максимальному коэффициенту.